Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Знаковый семинар израильского ПЕН-клуба

В Тель-Авивском ресторане «Самарканд» состоялся семинар ПЕН-клуба Государства Израиль, который одновременно обозначил для присутствующих 48-и писателей, журналистов, культурологов, общественных деятелей.

05.08.2012
Источник:mnenia.zahav.ru

Читайте также

2 августа 2012 года в Тель-Авивском ресторане «Самарканд» состоялся семинар ПЕН-клуба Государства Израиль, который одновременно обозначил для присутствующих 48-и писателей, журналистов, культурологов, общественных деятелей, религиозных мыслителей, музыкальных исполнителей начало работы нашего обновленного Сообщества ПЕН-клуб.

Президент израильского ПЕНа Эфраим Баух в своем выступлении говорил о прошлом, настоящем и перспективах ПЕН-клуба. В частности, он рассказал: "Израильское отделение Всемирного ПЕН-клуба было основано в 1930 году Хаимом Нахманом Бяликом. Этим воистину было пробито "окно в Европу и Америку". На протяжении многих десятилетий в нем были сосредоточены лучшие творческие силы еврейского Государства.

Израильский ПЕН-клуб за эти годы знал взлеты и падения. Пиком был международный конгресс в 1976 году, когда в Израиль приехали все знаменитые писатели того периода. Звездой был Генрих Белль.

На международном уровне израильский ПЕН-клуб обрел знаменитость под звездой скандала на Международном конгрессе после окончания Второй мировой войны. От СССР выступил с естественно утвержденным ЦК партии докладом Юрий Бондарев.

Отгремели приличествующиетакой ситуации аплодисменты. Слововзял представитель Израиля Ханох Бартов: заявляю протест. Почему в этом докладе вообще не упомянуты евреи? Шесть миллионов моих братьев и сестер погибли в этой мясорубке по одной причине, что они были евреями. Но миллионы их сражались в армиях России, Америки, Франции. И ни одним словом не упомянуть об этом. Требую исправить эту то ли ошибку, то ли злостное намерение. Вспомнили, что в Израиле побывал Симонов, его и послали на переговоры с Бартовым, с которым он, естественно, был знаком.

– Старик, – сказал Симонов Бартову, – Бондарев понимает, о чем речь, но ведь он говорил об армиях и государствах, а евреи тогда не имели ни того, ни другого.

– А ты бы вообще молчал, – ответил ему Бартов. – У нас ты был и расхваливал все, что увидел, а вернулся и все заклеймил. Скандал обещал быть грандиозным. И все же мастера сводить концы с концами, политиканы ПЕН-клуба, нашли приемлемую формулировку. Скандал был исчерпан в пользу Израиля".

Председатель израильского ПЕНа Евгений Бень зачитал свое новое эссе "Притяжение пути" о некоторых особенностях восприятия еврейского слова за пределами Израиля, обусловленных особым предназначением Слова в общецивилизационном контексте: "В ряде случаев то, что, по расхожему в еврейской стране мнению, считается вторичным, в России воспринимается с пиететом, подчас прямо-таки магического характера. И людей в России, конечно, все это будоражит вовсе не как русское зарубежье, не как "русская Америка" или "русская Австралия", наконец. Здесь речь о слове на русском языке как мощном инструменте еврейского самопознания. Это – в том же смысле еврейское слово, как англо-, французо-, испаноязычные еврейские литературы… Не говоря уже о литературе на иврите, заново рожденной и обретшей мировой авторитет в ХХ веке.

В Израиле не однажды и не без удивления я слышу формулу от местных русскоязычных литераторов-евреев: "Пушкин – наше все". Крылатая фраза пошла от яркого и очень русского поэта и критика Аполлона Григорьева: "А Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности" (1859). Конечно, речь тут о русской народной личности, и это естественно. "Пушкин – наше все" для русского, как, возможно, Данте – "наше все" для итальянца. Как не исключено, Шекспир – "наше все" для англичанина. И для евреев естественно с пониманием относиться к тому, что воспринимается "всем" другими. Но для еврейской души в цивилизационном ее осязании ни тот, ни второй, ни третий "ее всем" не может быть по сути. Ведь первородное "все" универсально – оно было в начале и было Словом Единственного. И в этом смысле даже Хаим Нахман Бялик только подхватил своим даром Слово в его первородстве. Он был нашим проводником Света, воплощенного в Слове".

На семинаре выступили классик израильской ивритоязычной литературы Шамай Голан, знаменитый израильский русскоязычный писатель Яков Шехтер, известный израильский ивритоязычный сатирик и публицист Меир Узиель, профессор Ципора Кохави-Рейни, председатель союза бухарскоязычных писателей Яир Саидов, председатель французоязычного союза писателей Марлена Браштер, заместитель главного редактора газеты "Вести" Сергей Подражанский, главный редактор газеты "Глобус" Леонид Луцкий, журналист и писатель Марк Зайчик, поэт и пародист Евгений Минин, известный переписчик священных книг и религиозный писатель Шмуэль Вольфман, правозащитник и журналист Эмма Сотникова, публицисты Александр Разгон, Михаил Польский и другие.

Номинантами ПЕН-клуба из Израиля за 2012 год стали писатель Ицхак Мерас, поэтесса Рина Левинзон и молодой перспективный исполнитель песен на иврите, идиш, русском и английском языках Максим Левинский.

Вел семинар писатель Михаил Юдсон.

Павел Людин

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке