Читайте также
Сирийский кризис активизировал боевиков иракской "Аль-Каиды"
В Ираке активизировались международные террористические организации. Их цель - помочь сирийским мятежникам справиться с режимом Асада и построить на территории Ирака и Сирии шариатское государство. Далее в программе - борьба с Ираном и Израилем.Международный терроризм
"Аль-Каида", обосновавшаяся в Ираке, в последние дни чрезвычайно активизировалась.
Власти провинции Дияла, населенной преимущественно суннитами и известной как место, обжитое представителями "Аль-Каиды", сообщают, что ситуация обострилась с конца июня. Тогда террористы взорвали автомобиль, число погибших превысило 20 человек. В минувший понедельник, 23-го июля, деятельность аль-каидовцев расширилась: они провели 27 терактов в 18 городах, погибли более 115 человек и более 200 были ранены. Активизация террористической деятельности отмечена в ряде городов "суннитского треугольника" - местности в рамках контура Багдад-Тикрит-Ар-Рамади. Кроме того, под ударом оказался спорный город Киркук, богатый нефтью. Своим его считают и сунниты, и курды. 24-го июля в провинции Киркук был взорван мотоцикл, стоявший на обочине, - в этот момент мимо проезжали курдские разведчики. Шесть человек погибли, пятеро получили ранения. 25-го июля в Бакубе, провинция Дияла, в перестрелке с террористами погибли 11 полицейских, 26-го июля активисты "Аль-Каиды" атаковали военный вертолет.
Во всех этих случаях ответственность за теракты взяла на себя организация "Исламское государство Ирак", основанная в свое время правой рукой Усамы бин Ладена, иорданцем Абу Мусабом аз-Заркави, который был убит в 2006 году. Но дело его живет до сих пор.
"Организация "Исламское государство Ирак" - это зонтичная структура или территориальное образование "Аль-Каиды". Мы говорим "Исламское государство Ирак" - подразумеваем "Аль-Каиду", говорим "Аль-Каида" - подразумеваем "Исламское государство Ирак", - пояснил "Эксперту Online" Александр Игнатенко, президент Института религии и политики. - Это государство провозгласила "Аль-Каида в Месопотамии", а также несколько ассоциированных с нею организаций, близких по идеологии и политической практике, то есть суннитских и ваххабитских. Это полувиртуальное- полуреальное квазигосударство. В основном оно контролирует либо частично, либо почти полностью "суннитский треугольник". В будущем оно может стать суннитским государством на территории распавшегося Ирака". По данным Игнатенко, у идеологов "Исламского государства" есть стремление присоединить к себе Мосул и Киркук - нефтеносные спорные провинции: в "суннитском треугольнике" нефти нет.
Сегодня руководство организацией осуществляет Абу Бакр аль-Багдади. Периодически он делает громкие грозные заявления. Так, на днях он пригрозил США терактами: "Скоро вы увидите, как они произойдут в самом сердце вашей родины, потому что наша война против вас только начинается". Кроме того, по его словам, уже в ближайшее время следует ожидать новых выступлений террористов в Ираке. Отметим, по данным американских спецслужб, аль-Багдади на самом деле не существует: это виртуальный персонаж, от имени которого организация распространяет свои послания миру.
Обострение
Сунниты чувствуют себя униженными со времен падения режима Саддама Хусейна в 2003 году (он опирался именно на суннитов, тогда как шииты и курды находились на положении людей второго сорта). Власть фактически перешла к шиитам, курды получили автономию, что фактически означает суверенитет, сунниты не имеют ни власти, ни ресурсов. Суннитская "Аль-Каида" пытается восстановить прежний баланс сил, к тому же - построив на территории Ирака исламское государство. Это стремление значительно усилилось с выводом войск коалиции с территории Ирака. И грозит новой большой кровью этой стране, пережившей девятилетнюю оккупацию. Власти Ирака утверждают, что не допустят междоусобной войны между представителями двух ветвей ислама с одной стороны и не позволят расколоться стране по национальному признаку - с другой. Между тем, дело к тому идет хоть медленно, но верно.
К тому же внутрииракскую ситуацию обострил сирийский кризис. Позиция официального Багдада - по поводу судьбы президента Башара Асада в частности и по поводу перспектив урегулирования в целом - не совпадает с точкой зрения нефтяных суннитских монархий. Так, на саммите глав МИД стран ЛАГ 23-го июля постпред Ирака Али ад-Даббаг заявил: "Решение может принять только сирийский народ, и никто не должен вмешиваться". Тогда как на заседании все остальные лаговцы решили давить на Асада через Генассамблею ООН. Такая позиция Багдада объясняется просто: шиитские власти не могут "сдать" алавита-Асада в условиях экспорта суннитского терроризма в Сирию.
Бурную террористическую деятельность аль-каидовцев в Ираке в последние несколько недель Александр Игнатенко связывает с их тактикой оказания помощи сирийским мятежникам в борьбе с Башаром Асадом. "Они активизировалась, по моему мнению, чтобы “стянуть” на себя иракские шиитские вооруженные формирования - "Армию Махди", которой руководит Муктада ас-Садр, посылающий в Сирию боевиков-добровольцев, а также другие шиитские организации, созданные и действующие в Ираке, а в настоящее время воюющие в Сирии, - уверен аналитик. - Это делается для того, чтобы вернуть их в Ирак, что ослабит шиитский фронт в Сирии, либо воспользоваться их отсутствием в Ираке, чтобы нанести удар по шиитским интересами и, возможно, осуществить ряд политических и территориальных побед". По его словам, в планах лидеров иракской "Аль-Каиды" ведение борьбы с Ираном: те говорят, что они вышли воевать на территорию Сирии, чтобы занять там территории и создать исламское государство на территории Ирака и Сирии, а в дальнейшем - начать воевать против Ирана и Израиля.
Кстати, по некоторым данным, на территории Сирии воюют около 6 тыс. активистов "Аль-Каиды", причем как в рядах повстанцев, так и самостоятельно. Одно из таких независимых подразделений мирового террористического спрута - "Джабха ан-Нусра ли-Ахль аш-Шам" ("Фронт поддержки сирийцев").
Отметим, Дамаск не раз сообщал, что на территории Сирии идет не революция, организованная народом, а настоящая война властей с терроризмом. Оппозиция отрицала факт наличия в своих рядах террористов международного уровня. Возможно, ряды сирийских несогласных в самом начале войны были чисты от аль-каидовцев, но теперь ситуация существенно изменилась. Изо всего региона повоевать в Сирию стекаются вооруженные формирования разных мастей, вольно или невольно выполняющие заказы тех или иных фигурантов политической карты мира. В регион стекается оружие и деньги, что не дает возможности остановить насилие. Вся такого рода помощь неизбежно попадает в руки террористов международного уровня. Недооценка этой опасности неизбежно приводит к выплескиванию насилия за пределы Сирии, в соседние государства, которые станут первыми же жертвами своей сирийской политики.