Читайте также
Израильское общество состоит из достаточно больших групп населения (секторов), которые являются носителями разных культур-цивилизаций. Ценности, идеалы и стиль жизни представителей различных израильских секторов сильно разнятся. Они по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения. Кроме того, представители различных израильских секторов сильно отличаются по складу мышления и уровню образования. Ценности, имеющие первостепенную важность для одних израильских секторов, гораздо менее важны для других. Так, например, если для одних групп населения важны, прежде всего, демократия, либеральные ценности, права человека и меньшинств, то для других самыми важными являются предписания Торы и Талмуда. В политической сфере эти различия наиболее отчетливо обнаруживаются в попытках одних секторов навязать другим секторам свои приоритеты и ценности.
Эта крайняя культурная неоднородность представляет опасность стабильности государства и может стать тормозом для эффективного развития израильского общества. Разница ритмов жизни, стремлений и целей различных частей одного общественного организма может привести к трагическим последствиям, так как конфликты, возникающие на основе культурно-цивилизационных различий, сложно свести к компромиссу, и поэтому очень трудно найти приемлемое для конфликтующих сторон решение. Ментальность некоторых культурных секторов, в отличие от идеологических, социально-политических и иных характеристик, отличается большой стабильностью и не изменяется десятилетиями.
В последнее время культурная неоднородность израильского общества проявляется все сильней и сильней, а возникающие по этой причине конфликты становятся все более острыми и конфликтующим лагерям все более трудно найти приемлемое решение. В подтверждение этого можно назвать, по крайней мере, три конфликта, происшедших в течение одного месяца. Первым примером может служить конфликт, связанный с жилым районом Гиват а-Ульпана в поселении Бейт-Эль, законность которого оспаривали палестинские арабы. Этот район, состоящий только из пяти домов, по решению БАГАЦа должны были разрушить к 1 июля 2012 года. Сначала поселенцы категорически воспротивились этому решению и утверждали, что будут сопротивляться всеми средствами его реализации. Многие лидеры партии “Ликуд” также решительно встали на защиту района Гиват а-Ульпана. Компромисс удалось найти только в результате того, что поселенцы получили очень выгодное предложение. На этот раз правительству удалось откупиться, поселенцам было обещано вместо пяти домов построить в Бейт-Эль 300 новых единиц жилья. Государство обратилось в Высший суд справедливости (БАГАЦ) с просьбой отложить до 15 ноября 2012 года перенос зданий Гиват а-Ульпана, которые должны быть распилены и перенесены на принадлежащую армии землю.
Еще более остро на повестку дня встал вопрос мобилизации религиозной молодежи в армию и вообще проблема неравенства распределения бремени в военной службе. Разногласия по вопросу о законе мобилизации религиозной молодежи в армию являются такими глубокими, что коалиция, еще несколько месяцев назад, казалось бы, такая устойчивая, “трещит по швам”. Религиозные партии угрожают выходом из коалиции. Резко ухудшились отношения Биньямина Нетаниягу и Шауля Мофаза, и партия Кадима также угрожает выходом из коалиции. Даже Авигдор Либерман сказал, что готов выйти из коалиции, если новый закон не будет удовлетворять требованиям НДИ. Либерман требует, чтобы арабская молодежь также проходила обязательную альтернативную службу. Главным препятствием стал вопрос личных санкций в отношении уклоняющихся от службы в армии. Религиозные партии считают, что нельзя применять личные санкции к тем, кто уклоняется от службы, нельзя силой заставить служить в армии. Многие члены комиссии Плеснера, разработавшей основы нового закона, наоборот считают, что без личных санкций ортодоксы не будут служить в армии, и закон потеряет смысл. В этой ситуации желательно договориться, получить согласие религиозных секторов. Но в том то и дело, что договориться не получается. Некоторые журналисты, специализирующиеся на проблемах религиозного сектора, утверждают, что нет никаких шансов заставить ортодоксов служить в армии. Если эти специалисты правы, то в ближайшие годы израильская армия столкнется с большими трудностями по обеспечению необходимого набора призывников, так как с каждым годом процент молодых людей из религиозных семей возрастает. Раздается много голосов утверждающих, что вся тяжесть, как экономического бремени, так и бремени в военной службе ложится только на треть израильских граждан, и так долго продолжаться не может.
В качестве третьего примера, показывающего, какой огромной является пропасть, разделяющая израильские сектора, можно привести поступок трех ортодоксов, осквернивших “Яд ва-Шем”. В конце июня три молодых ортодокса осквернили мемориальный комплекс и памятники в Иорданской долине. Площадь у входа в "Яд ва-Шем" была исписана оскверняющими надписями, такими, например, как "Гитлер, спасибо за Холокост". Этот поступок возмутил подавляющее большинство израильского общества.
Эти три примера на самом деле представляют нам только “вершину айсберга”. Несмотря на политику так называемого культурного котла, интеграция израильского общества оказалась не такой глубокой, большие группы населения сохраняют связь со своей исконной культурой, которая складывалась веками. Поэтому эта культурная неоднородность не может исчезнуть быстро. Главное, понять всю серьезность стоящей перед израильским обществом проблемы, чтобы начать решать ее незамедлительно, нельзя терять время. Нужно думать, как уменьшить пропасть разделяющую израильские сектора, как увеличить интеграцию израильского общества, что может способствовать более сильному общению, взаимообогащению и взаимовлиянию различных групп населения. Для решения этой проблемы необходимо приложить все усилия. Если не принимать срочные меры, то израильское общество ждет с каждым годом все более усиливающаяся конфронтация и все более ожесточенная борьба секторов. Важно успеть обеспечить необходимую интеграцию израильского общества до того, как следующие один за другим аналогичные внутриизраильские конфликты не приведут к серьезному кризису, угрожающему безопасности государства. Пользуясь терминологией известного английского историка А.Тойнби, нужно найти адекватный ответ на стоящий перед израильским обществом вызов.