Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+19+14

Мнения

А
А

Почему марксизм снова на подъеме

Капитализм во всем мире переживает кризис, и непонятно, есть ли ему альтернативы. Ну а как насчет размышлений одного немецкого философа XIX века?

karl_marx
Фото: Getty Images

Капитализм во всем мире переживает кризис, и непонятно, есть ли ему альтернативы. Ну а как насчет размышлений одного немецкого философа XIX века?
 
"Карл Маркс входит в моду, и одному только Богу известно, чем это может закончиться", - пишет обозреватель The Guardian Стюарт Джеффриз.
 
164 года назад Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали "Манифест коммунистической партии", но теперь пролетариат, вместо того, чтобы стать могильщиком капитализма, "держит его на искусственном жизнеобеспечении. Перегруженные работой, низкооплачиваемые сотрудники, якобы освобожденные крупнейшей социалистической революцией в истории (китайской), балансируют на грани самоубийства ради того, чтобы на Западе люди могли развлекаться всякими айпадами. Америка живет на деньги Китая, а иначе уже обанкротилась бы". Как говорит профессор философии в Университете Париж VIII, марксист Жак Рансьер, "господство капитализма во всем мире сегодня обязано своим существованием Коммунистической партии Китая".
 
С 2008 года неуклонно растут продажи таких сочинений, как "Капитал", "Манифест..." и "Основные черты критики политической экономии". Клиенты банка Sparkasse в немецком городе Хемнице, бывшем Карл-Маркс-штадте, выбрали портрет Маркса для печати на пластиковых картах, с помощью которых немцы еще сильнее влезут в долги, иронизирует автор. В Китае по "Капиталу" поставили мюзикл.
 
Джозеф Чунара, устроитель марксистского фестиваля, который ежегодно организует в Британии Социалистическая рабочая партия, отмечает, что с каждым годом мероприятие привлекает все больше юных участников: "Возрождение интереса к марксизму, особенно среди молодежи, объясняется тем, что он дает инструментарий для анализа капитализма, и прежде всего капиталистических кризисов вроде того, который мы сейчас переживаем". Новое поколение не столь подвержено "триумфализму" Френсиса Фукуямы, в чьей книге "Конец истории" ("The End of History", 1992) капитализм представал как "нечто неоспоримое, нисповержение чего невозможно себе вообразить".
 
22-летняя марксистка Джасвиндер Блэкуэлл-Пэл с воодушевлением рассказала автору статьи о египетской революции: "Было сломано столько стереотипов... Считалось, что за демократию в мусульманском мире народ бороться не станет. Революция в качестве процесса, а не события, была реабилитирована... Эти события показали, насколько важна организация". Затем разговор зашел о ситуации в Великобритании: "У нас очень, очень слабое правительство, оно погрязло в междоусобицах. Думаю, если мы сможем как следует сорганизоваться, нам удастся отправить их в отставку". "Кровавой революции в Британии не будет, но можно надеяться, что сформируется общество рабочих людей для рабочих людей", - говорит 27-летний представитель новых левых Оуэн Джонс.
 
"Ключ к пониманию возрождения марксизма на Западе", по мнению Джеффриза, состоит в том, что "для молодежи он не запятнан ассоциациями со сталинскими лагерями". Новых левых критикуют именно с позиций морали: интерес к марксизму в сознании некоторых людей неразрывно связан с апологией сталинского тоталитаризма. "Но, если вы читаете критику капитализма в исполнении Маркса и Энгельса, значит ли это, что вы обязательно принимаете мировоззрение, на совести которого больше убийств, чем на нацистах? ГУЛАГ не вытекает непосредственно из "Манифеста коммунистической партии", - считает Джеффриз.
 
Неизбежным считает наступление эпохи посткапитализма историк Эрик Хобсбаум. В предисловии к новому изданию "Манифеста..." он пишет: "Крайне маловероятно, что это "посткапиталистическое общество" будет соответствовать традиционным моделям социализма, не говоря уж о "существовавших в реальности" образцах социализма советской эпохи". Но это будет именно марксизм в самой что ни на есть освободительной ипостаси, заключает Джеффриз.

Источник: InoРressa

Метки:

Читайте также