Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+16+8

Мнения

А
А

Шедевры Тимбукту обречены

Международные правозащитные организации неоднократно сообщали о случаях насилия и нарушениях прав человека в этом малийском регионе. Сейчас в ООН идут консультации.

Дмитрий Пановкин
04.07.2012
Источник:Росбалт
ShutterStock

Читайте также

Боевики исламского движения "Ансар ад-Дин" (Защитники веры"), удерживающие под своим контролем обширную территорию на севере Мали, разрушили в городе Тимбукту архитектурные памятники, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этот перечень включены, в частности, три мечети, главное медресе Тимбукту и 16 из 333 мавзолеев исламских святых. Причем один из мавзолеев - Сиди Махмуда (Бен Амара) существовал с 1548 года.

Стоит отметить, что разрушение гробниц - не первый акт вандализма со стороны экстремистов в Мали. Весной они подожгли один из храмов и разграбили основанный в 1973 году Центр сбора архивных документов и исследований имени Ахмеда Бабы. По данным малийского министерства культуры, в библиотеке центра хранилось от 60 до 100 тысяч средневековых рукописных свитков.

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ирина Бокова ранее обратилась к властям Мали и повстанцам-туарегам с призывом сохранить архитектурные достопримечательности одного из древнейших африканских городов, который с 1988 года находится в списке Всемирного наследия. "Тимбукту и три его великие мечети представляют "золотой век" в интеллектуальной и духовной сфере, который город переживал в прошлом. Эти мечети сыграли важную роль в распространении ислама в Африке", - отметила она.

Однако это ни в коей мере не останавливает боевиков. Представитель группировки заметил, что если ЮНЕСКО включит город Тимбукту, кстати, основанный в ХI веке, в список культурных объектов, находящихся под угрозой исчезновения, то группировка может пойти на ответные действия. "Все здесь - харам (грех, запретное). Мы - мусульмане, а что такое ЮНЕСКО?", - сказал он.

Напомним, что в марте 2012 года в Мали произошел военный переворот, в результате которого был свергнут президент Амаду Туре. Альянс кочевников-туарегов и исламистов из "Ансар ад-Дин", тесно взаимодействующей с "Аль-Каидой в странах исламского Магриба" (АКИМ), подняли восстание против правительства не имеющей выхода к морю страны в Западной Африке и, захватив власть, объявили о создании на севере Мали собственного независимого государства.

После этого альянс распался. Исламисты изгнали туарегов из северной части страны и утверждают, что полностью контролируют эту территорию, на которой, тем не менее, происходят междоусобные военные столкновения. Исламисты также создали на севере лагеря подготовки террористов, в которых, по некоторым данным, проходят подготовку боевики из Афганистана и Пакистана, а также со всей Восточной Африки.

Международные правозащитные организации неоднократно сообщали о случаях насилия и нарушениях прав человека в этом малийском регионе. Сейчас в Совете Безопасности ООН идут консультации по поводу резолюции, санкционирующей проведение в Мали совместной военной операции Африканского союза и Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС).

Политики из соседних с Мали государств уже обращалось к ООН с просьбой принять резолюцию, санкционирующую проведение на малийской территории совместной военной операции ЭКОВАС и Африканского союза. Экономическое сообщество стран Западной Африки готово направить в эту страну более трех тысяч военнослужащих.

В ответ на это, представители еще одного радикального "Движения за единство и джихад в Западной Африке" (ДЕДЗА), базирующиеся на севере Мали, объявили, что "готовы нанести удар" по любой стране, которая отправит свои войска в эту республику. При этом, как отмечается в их пресс-релизе, ДЕДЗА "готова оказать любую материальную и военную помощь молодым мусульманам".

Их не останавливает и осуждение их действий политиков многих стран, и угрозы малийских властей "приложить все усилия, чтобы установить личности вандалов и передать собранные сведения в соответствующие организации", в частности, в Международный уголовный суд. Ситуация в Мали осложняется с каждым днем, по мере того как под контроль исламистов переходит все большая часть территории на севере страны.

Как пояснил в беседе с корреспондентом "Росбалта" известный российский исламовед Роман Силантьев, "Ансар Дин" - исламистская группировка, имеющая связи с "Аль-Каидой", исповедует ваххабитскую или, как ее еще называют, салафитскую идеологию - фундаменталистскую форму ислама, считающую культ святых проявлением идолопоклонства. Одна из важных особенностей ваххабитов заключается в непримиримом отношении к святым местам локального паломничества - к могилам, захоронениям, мавзолеям".

Он напомнил, что "когда ваххабиты пришли к власти в Саудовской Аравии, они уничтожили массу памятников мусульманской культуры, даже могилу матери пророка Мухаммеда. Чудом избежала разрушения сама могила пророка". "Эту проблему обсуждали еще в начале прошлого века, пытались издавать различные религиозные фетвы, но ваххабиты заняли жесткую позицию по этому поводу. Так что в Саудовской Аравии уничтожена значительная часть объектов мусульманского наследия именно под флагом борьбы с идолопоклонничеством. Сейчас этот же процесс происходит и в Мали", - отметил эксперт.

Силантьев также напомнил и об идее, конечно, не реализованной, "в рамках борьбы с идолопоклонством" разрушить святую для мусульман Каабу. "Пока Каабу никто сносить не пытается, но локальные святыни остаются предметом особой религиозной ненависти ваххабитов", - отметил он.

Ученый уверен, что увещевать последователей ваххабизма или издавать какие-либо фетвы на этот счет совершенно бесполезно, поскольку у ваххабитов свои авторитетные богословы, которые, естественно, одобряют поступки последователей своего течения. "Остановить это практически нереально", - считает эксперт.

При этом стоит отметить, что хотя салафиты не считают свое движение политическим, а только религиозным, они не отделяют политику от религии, поскольку в их понимании они абсолютно идентичны. Причем, применять к таким фанатикам цивилизованные, в европейском понимании, гуманные меры воздействия совершенно не эффективно. Достаточно вспомнить, чем закончились протесты мирового сообщества по поводу уничтожения талибами памятников доисламского периода на территории Афганистана, в том числе и буддистских статуй в провинции Бамиан.

Основными проводниками ваххабитской идеи считаются Саудовская Аравия и Катар. Но в связи с известным политическим кризисом, охватившим в последнее время мусульманские страны Африки и Ближнего востока, происходит своего рода капитуляция в идеологической борьбе с идеями ваххабизма. Ультрарелигиозные настроения начинают наблюдаться в Ливии, Египте, Сирии.

Как отметил Роман Силантьев, России насчитывается от двух до пяти процентов последователей идей ваххабизма. В том же Дагестане первые конфликты между ваххабитами и традиционными мусульманами возникли на почве каких-то обрядов, мест локального паломничества (как правило, это могилы особо авторитетных мусульманских деятелей).

Вместе с тем, если общая численность последователей крайне религиозных течений не велика, то политика их агрессивна. Возрастает и их доминирование в информационной среде, отчего создается впечатление, что крайне экстремистские действия являются выражением настроений всех мусульман.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке