Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авив
N/A+25

Мнения

А
А

Кино с непредсказуемым прошлым

Протесты и погромы в США, запутав и без того сложную политическую ситуацию, неожиданно откликнулись скандалами в сфере кинематографа, причем не современного, а архивного.

Андрей Плахов
12.06.2020
Источник: Коммерсантъ
רויטרס undefined

Удивительно, как актуальная "повестка" мгновенно вступает в диалог с иконографическими образами прошлого, полностью или частично меняя стоящие за ними смыслы.

Яркий пример иконоборчества - статья Джона Ридли, сценариста оскароносной картины "12 лет рабства", и последовавшее за ней изъятие из каталога сервиса HBO Max классического фильма "Унесенные ветром" - из-за содержащихся в нем "расистских элементов". Есть ли они в этой легендарной ленте? Несомненно, если посмотреть на нее современными глазами. Есть ли основания изымать ее из каталога? Такие же, как исключить из школьной программы гоголевского "Тараса Бульбу" - из-за "элементов антисемитизма". Говорят: ничего страшного, фильм же не запрещен и доступен на других сервисах, а НВО скоро вернет его обратно с правильным историческим комментарием. А что, это так трудно было сделать - пригласить киноведа, историка кино и записать предисловие к картине? Для этого хватило бы одного рабочего дня - и изымать бы ничего не потребовалось.

Но нет, компании WarnerMedia нужен был показательный жест, призванный манифестировать, что сервис стоит на прогрессивных позициях и держит руку на пульсе.

Ведь претензии к "Унесенным" есть не только у борцов с расизмом, но и у критиков патриархата, усмотревших там неправильные гендерные акценты.

Впрочем, реакция на этот покаянный жест оказалась скорее в пользу легендарного фильма. Уже через сутки он возглавил рейтинг продаж в Amazon.

В социальных сетях заговорили о "культурных чистках", о неомарксизме и даже фашизме под видом политкорректного хорошего тона, вспомнили Оруэлла и предрекли в скором будущем костры из книг "в борьбе за все хорошее против всего плохого".

Режиссер Робби Старбак пишет об абсурде ситуации: актриса Хэтти Макдэниел стала первой афроамериканкой, удостоенной "Оскара" за роль в "Унесенных ветром", и вот теперь именно эту роль изымают из обращения во имя антирасизма. А одна из чернокожих пользовательниц Twitter трактует решение НВО как лицемерное, поскольку оно призвано отвлечь от реальной проблемы ущемлений интеллектуальных и профессиональных прав по расовому признаку.

А тем временем, пока в свободном мире обсуждают, какая судьба ждет "Хижину дяди Тома", "Лолиту" и "Смерть в Венеции" (в каждой есть к чему придраться), наш "Первый канал" наложил на финальные титры "Брата-2" Алексея Балабанова хроникальные кадры американских беспорядков. Это тоже парадоксальный культурный сюжет. Когда картина появилась в 2000 году, Балабанова упрекали в разжигании ксенофобских и антиамериканских настроений. Фанаты режиссера возражали: не надо путать талантливый художественный текст с идеологией автора. И приводили в пример голливудского классика Джона Форда с его "расистскими" вестернами. Но вот прошло 20 лет, и Форд, надо полагать, один из первых кандидатов на вычеркивание из истории - вместе с Колумбом, который уже стал жертвой "войны с памятниками". Зато нашим телевизионным пропагандистам сам бог велел использовать Балабанова как провидца и пророка.

До сих пор в цивилизованном мире действовало довольно ограниченное количество запретов. Так, по сути перекрыт доступ массовой аудитории к фильмам, ставшим "иконами" нацистской пропаганды,- таким как "Триумф воли" или "Еврей Зюсс". По иронии судьбы, когда в СССР грянула перестройка и с цензурной полки начали снимать запрещенные фильмы, в это же самое время принялись разоблачать классиков советского кино. До новых запретов дело не дошло, но претензии звучали весьма громко - и к "Броненосцу "Потемкин"" Сергея Эйзенштейна, и к "Великому гражданину" Фридриха Эрмлера, и к фильму Михаила Ромма "Ленин в 1918 году", где оправдывались большевистские репрессии. Правда, трудно сказать, оценку с каким знаком получат эти шедевры агитпропа у сегодняшних леворадикалов. Будут ли они расценены как гримаса тоталитарного государства или как гимн протестующим против капитализма народным массам.

В современной России фактом существования цензуры можно удивить разве что депутатов Думы или работников Минкульта. Перед глазами целый список отечественных и зарубежных фильмов, запрещенных к публичному показу. Привыкли мы и к "общественным кампаниям", требующим перекрыть кислород той или иной картине. Есть огромное количество табу - гласных и негласных,- связанных хотя бы с историей Второй мировой войны или со сталинскими репрессиями. Кто бы сегодня, даже при наличии таланта, решился снять "Покаяние"? Или "Проверку на дорогах"?

Все это есть.

Но опасность цензуры идет и с другой стороны, и можно только гадать, что будет, когда два этих фронта соединятся. Вот преследующий меня образ.

Фильм "Последнее танго в Париже", копия которого лежала в Госфильмофонде СССР на полке так называемого "морального спецхрана", имеет шанс опять лечь на ту же полку. Теперь уже по требованию не замшелых советских функционеров, а прогрессивных современных активистов.

Читайте также