Читайте также
- Названо имя адвоката, который обманывал русскоязычных пенсионеров
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
Вот уж чего не предполагал премьер, создавая беспрецедентно широкую коалицию из 96 депутатов, так это подводного рифа, которым явилась комиссия Плеснера. Ей, собственно, поручено разработать новый закон о всеобщем призыве как альтернативе почившему в бозе Закону Таля. И это за месяц до ухода на летние каникулы Кнессета. Собственно, этого и следовало ожидать, потому что в лодке Плеснера оказались коза, волк и капуста, которых необходимо перевезти всего одним рейсом.
Биби создал эту комиссию во главе с Йохананом Плеснером из Кадимы, чтобы подчеркнуть свою личную благодарность нынешнему лидеру второй по величине партии, Шаулю Мофазу, и дать последнему легитимацию присоединения. Доказать Ципи Ливни, что Мофаз может, и Кадима остается верной своим принципам.
Сам Плеснер служил в подразделении Сайерет МАТКАЛЬ, самом элитном подразделении ЦАХАЛа, и прекрасно осведомлен о проблемах, связанных со службой в армии ультрарелигиозного и арабского секторов. Он провел серьезную подготовительную работу и вот-вот опубликует свои выводы. Биби отправил в эту комиссию Зеэва Элькина, и этот поселенец в кипе должен был помочь испечь вполне съедобный пирог для харедим. Ссориться с ультраортодоксами премьеру ни к чему, как ни верти, сефарды ШАС и ашкеназы «Яхадут ха-Тора» - самая крепкая и неизменная часть ликудовской поддержки.
Решение БАГАЦа об отмене Закона Таля и отсрочке для харедим заставило Нетаниягу искать срочную ему альтернативу. И вот здесь лодка Плеснера с непримиримой фауной и флорой наткнулась на мель. Прежде всего, это партия НДИ, провозгласившая лозунг «нет прав без обязанностей» и требующая равного призыва или альтернативной службы для арабов и ортодоксов. Вопреки комиссии Плеснера, которая склоняется к тому, чтобы студентов йешив призывали с 22-23 лет, Либерман настаивает на инициативе своего однопартийца Давида Ротема по обеспечению равного призыва с 18 лет. Кстати, если встать на сторону Плеснера, нам придется содержать уже женатых призывников, отцов семейств. Согласитесь, малоприятное удовольствие для бюджета.
С другой стороны, возмутились арабские депутаты. Ахмед Тиби заявил, что арабы стали жертвой иудейских войн, а поскольку они не имеют равных прав в любом секторе израильского общества, то и к ЦАХАЛу они не должны иметь какого-либо отношения. Их, понятно, активно поддержала Захава Гальон из МЕРЕЦа. Заодно и отмазала ортодоксов: никому не нужны вооруженные отряды («милиции») евреев-ультраортодоксов в ЦАХАЛе. Пусть лучше сидят в йешивах и учат Тору.
Что же предлагает Плеснер в качестве выводов работы своей комиссии? Лидерам фракций в Кнессете был представлен черновик. Там отсутствует автоматическая отсрочка в возрасте от 18 до 26 лет для всех категорий призывников, за исключением 1000-1500 харедим, особо одаренных знатоков Торы. Вот этот пункт не нашел понимания у премьера, он выступил против определения ежегодной жесткой квоты для «гениев».
Плеснер рекомендовал принять индивидуальные санкции против уклонистов. В частности, те должны будут вернуть деньги, затраченные на их обучение в йешиве, лишатся права на льготное жилье и скидки на арнону. Этот пункт, естественно, вызывал истошный гвалт в Меа Шеарим и Бней-Браке. Раввины обвинили Плеснера в намерении разрушить религиозные институты. Испуг был столь силен, что Нетаниягу было заявлено о возможном отказе от исторического союза с Ликудом. Зная Биби, никто не удивился, что он дал по тормозам и стал действовать одновременно в разных направлениях. Через Элькина потребовал, чтобы индивидуальные санкции были заменены штрафами, наложенными на йешивы. Правда, и это не понравилось харедим, и Биби стал долго объяснять Мофазу преимущество других видов наказания. Но Плеснер справедливо считает, что без этих жестких мер вся реформа будет бессмысленна. Он понимает, что согласиться с премьером - это совершить коллективное самоубийство Кадимы. Плеснер постарался разделить призыв ортодоксов и арабов, но Давид Ротем потребовал полного равенства для двух категорий и в качестве протеста представитель НДИ заявил о выходе из комиссии. Теперь она на грани развала, и эта ситуация не самая плохая для премьера, поскольку позволяет отложить сам вопрос. Тайм-аут даст возможность потянуть время, создать новую комиссию, а пока - выгрузить на берег так и не отчаливших козу, волка и капусту. Не будет и арабских волнений.
НДИ, в свою очередь, попытается переломить ситуацию. Раскол с Ликудом Ивета не пугает, и он готов идти на обострение. У Биби сейчас вместо Барака появился новый сердечный друг Мофаз. Либерман не хочет быть четвертым лишним, а его стратегический советник Артур Финкельштейн видит толк в обострении ситуации и советует Ивету стоять до конца.
Покладистый Мофаз вполне устраивает и бывшего лидера Ципи Ливни. Отниэль Шнеллер озвучил позицию противников Мофаза. В случае, если выводы комиссии Плеснера будут «слишком умеренными», группа депутатов Кадимы присоединится вместе с Ливни к новому политическому объединению во главе с Яиром Лапидом. Вполне кошерный повод. Вот вам и развал самой большой коалиции, где Кадима сыграет роль троянского коня.
Перед премьером стоит сложнейшая и практически невыполнимая задача. Если наша искомая лодка не тронется с места, отложенные на ноябрь 2013 года выборы состоятся намного раньше. Может быть, уже после праздников.