Читайте также
Ликвидация одного из членов боевого крыла ХАМАС К. Х.Ранаджа в Дамаске породила много размышлений. Напомним, что покойный являлся «правой рукой» одного из основных оружейных дилеров организации М.аль-Мабуха, который, по мнению автора, в свою очередь был убит в ОАЭ в 2010 году во время неудачной попытки его похищения сотрудниками израильских спецслужб. После этого Ранаджа стал основной фигурой, который курировал поставки оружия для ХАМАСа из Ирана через территорию Сирии и Судана. Если еще шире – это был один из немногих эмиссаров организации, который был посвящен в финансовые и логистические секреты, связанные с поставками оружия. Он же в силу своей «специализации» поддерживал очень тесные контакты с иранскими спецслужбами, имел репутацию в ХАМАСе «проиранского лоббиста» и не брезговал «дружбой» с руководством сирийских спецслужб. Собственно поэтому он и остался в Дамаске после раскола ХАМАСа и массовой эвакуации из Сирии его руководства в различные арабские страны. Сейчас эксперты высказывают различные версии убийства и наперебой называют его заказчиков и исполнителей. ХАМАС обвиняет во всем «сионистского врага». Дамаск считает, что К.Х.Ранаджа был ликвидирован повстанцами по «заказу» иностранных спецслужб, а повстанцы в свою очередь «переводят стрелки» на сирийские спецслужбы и полувоенные формирования «шабиха». Как и бывает в таких случаях, К.Х.Ранаджа и после своей смерти продолжает играть важную роль в пропагандистской борьбе, и, по всей видимости, еще долго будет «козырем» в информационной войне противоборствующих сил.
Выскажем и свои версии случившегося. Прежде всего, полностью согласимся с бывшим сотрудником Моссад Р.Игра и израильским экспертом Э.Кармоном, которые высказали мнение о непричастности израильских спецслужб к ликвидации К. Х.Ранаджи. Действительно, рисковать своими людьми в период хаоса в Сирии для того, чтобы ликвидировать одного из активистов ХАМАСа, в настоящий момент представляется делом рискованным и неоправданным. Предположить, что убийцы были членами сирийской оппозиции и работали в интересах израильских спецслужб, тоже маловероятно. Сирийская оппозиция относится к Израилю также враждебно, как и режим Б.Асада. Более того, оппозиция старается не будировать «палестинский фактор» в силу того, что «нейтральная позиция» большинства палестинских организаций, и, прежде всего, ХАМАСа по отношению к событиям в Сирии, ее полностью устраивает.
Непричастен к ликвидации К.Х.Ранаджи и официальный Дамаск. Ровно по той причине, что это ему не надо. Никаким оружием сирийскую оппозицию, как это предполагает Э.Кармон, покойный не снабжал. Она его получает совершенно иными путями. Напомним, что Ранаджа переправлял оружие и деньги из Ирана, и вряд ли в Тегеране кто-то позволил бы ему безнаказанно «халтурить» на сторону. Предположение, что сирийским спецслужбам было необходимо узнать что-то важное о секретах ХАМАСа, а Ранаджа не хотел этого рассказывать своим кураторам, мы отметаем как несостоятельное. Во-первых, между сторонами не было секретов в этом вопросе, и Ранаджа был одним из немногих оставшихся высокопоставленных и ценных информаторов сирийских спецслужб в ХАМАСе после эвакуации его руководства и сворачивания деятельности организации на территории Сирии. Во-вторых, для того, чтобы прояснить «непонятные вопросы» существуют тюрьмы спецслужб, которые предоставляют более «комфортабельные условия» для получения необходимой информации, чем пытки на дому. Версия о том, что кто-то из руководства «шабиха» таким образом решил «сыграть свою игру» и получить от убиенного «ключи» к банковским сейфам ХАМАСа в ОАЭ, тоже маловероятны, поскольку в таких вещах существуют системы подстраховки и просто так внедрится в эту сеть возможно только в кино. Из всего сказанного следует две основные версии случившегося.
Первая и основная. Ранаджа был ликвидирован по приказу руководства ХАМАСа в секторе Газа, у котороно были очень веские основания. Именно Ранаджа был основной фигурой, через которую Тегеран и Дамаск готовили переворот в секторе Газа в июне с.г. с целью смещения нелояльных им руководителей ХАМАСа. С этой целью Ранаджа поддерживал через связников контакты с рядом влиятельных полевых командиров элитной боевой части движения в Секторе «Бригады Иззеддина аль-Касама», которые и должны были совершить указанную операцию. Попытка была сорвана, часть «Бригад» была расформирована, и их заменили верные И.Хании и М.аз-Захару бойцы из других подразделений ХАМАСа в Секторе, в том числе и из числа полувоенной полиции. Сделано это было без лишней «афиши». Ранаджа также принимал участие в мероприятиях по срыву перемирия с Израилем, стимулируя финансами «Исламский Джихад», который вопреки генеральной линии ХАМАСа устраивал обстрелы израильской территории. Тегерану и Дамаску нужно обострение ситуации в этом районе, дабы напомнить мировому общественному мнению о палестинской проблеме и отвлечь тем самым внимание от событий в Сирии. Кроме того, иранцы рассматривают сектор Газа как одну из площадок, с которой будут совершены «акты возмездия» в случае израильского удара по ядерным целям в Иране, а И.Хания «со товарищи» уже отказались принимать в этом участие. Таким образом, ликвидация Рананджи является «ответным ударом», а рассказы о «расследовании» ХАМАСа в поисках «сионистского врага» - это классика жанра, когда все жертвы внутрипалестинских разборок исправно списываются на интриги Моссад.
Вторая версия, которая имеет право на существование, - это операция ЦРУ США. В настоящее время Лэнгли ввязалось в полномасштабный формат тайных операций против Дамаска. Это прежде всего переброска оружия со складов в Катаре и ФРГ на турецкую территорию с последующей переправкой его в Сирию и обучение боевиков из числа сирийских оппозиционеров в Турции и Иордании. Кстати, в последней это происходит на базе королевского военного центра иорданского спецназа. Основная задача, которая ставится перед этими боевиками – не допустить захвата и разграбления складов химического и ракетного оружия в случае падения режима Б.Асада. Но дабы «конь не застоялся в конюшне» и показал в деле свои навыки, американцы вполне могли дать команду на нейтрализацию Ранаджи с предыдущим жестким допросом на предмет выяснения тайн оружейного бизнеса Тегерана и Дамаска. На это указывают и пытки покойного перед смертью, и то, что анонимный представитель оппозиционного Высшего совета сирийской революции как-то очень оперативно посетил место проведения операции и рассказал СМИ «как все было», включая данные медицинской экспертизы. И даже то, что именно он обнаружил первым тело. Естественно, что в качестве «дымовой завесы» им была высказана версия о причастности к происшедшему сирийских спецслужб. В любом случае, со смертью Ранаджи Дамаск и Тегеран теряют очень важный инструмент влияния на ситуацию в ХАМАСе, что нельзя сказать об оружейном бизнесе, поскольку в этом вопросе «незаменимых» не бывает.