Читайте также
Так он прореагировал на известие о том, что новое правительство Израиля намерено в соответствии с планом Биньямина Нетаниягу аннексировать часть территорий, находящихся сейчас под контролем ПНА.
Свое заявление Махмуд Аббас сделал на правительственном совещании в Рамалле. "Организация освобождения Палестины и Государство Палестина на сегодня освобождаются от всех соглашений и договоренностей с правительствами США и Израиля, а также от всех обязательств, основанных на этих соглашениях и договоренностях, включая сферу безопасности", – цитирует лидера ПНА палестинское агентство WAFA.
Аббас разъяснил, что теперь израильские власти обязаны нести ответственность, которую международное право возлагает на оккупационную власть. Он упомянул Женевскую конвенцию о защите гражданского населения в военное время, иначе называемую четвертой женевской конвенцией. Этот документ, принятый в 1949 году, предусматривает, в частности, ответственность страны-оккупанта за сохранность жизней и имущества лиц, находящихся под оккупацией, запрещает трансфер населения и аннексию оккупированных территорий.
Это разъяснение – пожалуй, единственная часть речи Аббаса, из которой можно узнать, к каким практическим последствиям приведет объявленный им разрыв договоренностей с Израилем и США. Не ясно даже, какие, собственно, договоренности имеются в виду. Аббас не упомянул Соглашения Осло 1993 года, на основании которых создана Палестинская национальная администрация и прекращена интифада (восстание) палестинцев. Но из его речи следует, что фактически эта договоренность остается в силе. Во всяком случае, Аббас подтвердил приверженность Палестины мирному урегулированию конфликта с Израилем в формате Ближневосточного квартета – то есть при посредничестве России, Евросоюза, США и ООН. Более того, по сообщению посольства Палестины в РФ, Аббас обратился к Владимиру Путину с предложением провести в Москве международную конференцию. Таким образом, России предложена роль главного посредника в мирном урегулировании.
К США у Аббаса отношение более сложное. Он "приветствовал позицию других американских партий", отвергающих курс нынешней администрации Белого дома. Дональд Трамп – сторонник курса Нетаниягу в отношении Палестины. Израильский премьер-министр начиная с осени анонсировал свой план официально объявить, как только будет сформировано правительство, частью своего государства, а не ПНА территорию, занятую еврейскими поселениями на Западном берегу реки Иордан. Администрация Трампа не осуждала эти заявления, хотя Аббас неоднократно предупреждал, что пойдет на решительные шаги, если Нетаниягу перейдет от слов к делу. На днях долгий процесс формирования израильского правительства был завершен. Накануне приведения кабмина к присяге в страну приехал госсекретарь США Майкл Помпео. И после его визита, в ходе которого предположительно, обсуждались и планы аннексировать часть территории ПНА, Нетаниягу выступил 17 мая в Кнессете, объявив, что еврейские поселения станут частью Израиля.
Иначе чем поддержкой инициативы израильского премьера визит Помпео трактовать трудно. Однако прямых слов поддержки планов Нетаниягу из Белого дома не последовало. Это несмотря на то, что израильские правые заявляют, что присоединение еврейских поселений соответствует духу "сделки века" – плана ближневосточного урегулирования, предложенного администрацией Трампа и отвергнутого палестинцами.
Необходимо отметить, что Нетаниягу оставил время, чтобы все заинтересованные стороны могли определиться со своей позицией. Законодательные инициативы, касающиеся аннексии палестинских территорий, внесут в Кнессет только в июле. Руководитель центра "Европа – Ближний Восток" Института Европы РАН Александр Шумилин полагает, что решение Аббаса носит упреждающий характер. "Своим драматичным шагом, который, конечно, усложняет ситуацию, он хочет сдержать Нетаниягу, пока аннексия не стала свершившимся фактом. Какой это будет иметь эффект, не ясно. Полагаю, что Аббасу удастся несколько притормозить аннексию", – сказал эксперт "НГ".
В пользу Аббаса, по мнению Шумилина, играет то, что администрация Трампа в последнее время стала действовать на ближневосточном направлении гораздо более осторожно. Выполнение "сделки века" она не форсирует, прямых антипалестинских жестов не делает. Вместе с тем, как отметил эксперт, Нетаниягу едва ли откажется от планов аннексии еврейских поселений – разве что на него будет оказано сильное давление. Его может оказать только США. "Многое зависит от реакции арабских стран, в первую очередь Саудовской Аравии. К ее мнению Трамп прислушивается", – сказал Шумилин.
Между тем, хотя все арабские страны осудили планы Нетаниягу, конкретных мер давления на Израиль не предложил никто. Саудовская Аравия не стала исключением. Властям королевства предстоит выбор, что важнее: наметившееся за последние годы некоторое сближение с Израилем на почве общей враждебности к Ирану или верность идее общеарабской солидарности с палестинцами, заметно померкшей за последнее время, но все еще влияющей на настроения миллионов простых арабов – так называемой арабской улицы.