Читайте также
Правительство не даст разориться авиакомпании "Эль-Аль" и выделить ей кредит под государственные гарантии. Сумма кредита составляет 400 миллионов долларов, что даже больше, чем просили в "Эль-Але", угрожая в противном случае банкротством. Правда, компания должна добиться реструктуризации долгов и провести ряд мер по оздоровлению, и согласится ли она это делать, пока неизвестно.
На первое обращение "Эль-Аля" за государственной помощью минфин ответил отказом. Многие эксперты считают, что кризис в компании связан не с коронавирусом, а с проблемами управления, поэтому выделенные деньги ее не спасут, а просто "ухнут в трубу". В связи с этим министр финансов Моше Кахлон даже рассматривал возможность ликвидации "Эль-Аля". Другой путь выживания, который обсуждался уже давно и без связи с "короной", – слияние трех израильских авиаперевозчиков: "Эль-Аль", "Исраэйр" и "Аркиа". Это позволило бы израильской авиации более грамотно распределить ресурсы и успешнее конкурировать на мировом рынке авиаперевозок. Однако руководство всех трех компаний решило сначала обеспечить себе финансовую "подушку" государственной поддержки. Кредит для "Исраэйр" и "Аркиа" был одобрен ранее.
Таким образом, власти идут по пути спасения крупного бизнеса, выделяя на это все больше денег. На поддержку пострадавшей от эпидемии экономики и без того требуется огромная сумма – 100 миллионов шекелей. Но вряд ли это конечная цифра – правительству наверняка еще придется столкнуться с шантажом крупных холдингов и целых отраслей, требующих дополнительной помощи.
По самым оптимистичным прогнозам, ВВП Израиля в текущем году сократится на 4,5% при условии, что не понадобится вводить новые карантинные меры. Уровень безработицы вырастет до 8%-9% (с учетом неоплачиваемых отпусков – 13%-14%) по сравнению с 4% до "короны". Цифры – главный язык экономики, поэтому власти всегда стараются, чтобы этот язык был не слишком депрессивным. Это одна из причин, почему крупный бизнес получает от государства значительные преференции: банкротство или сокращение компании вроде "Эль-Аля" увеличит число безработных на сотни и тысячи. Эти люди все равно оказываются на содержании государства, получая пособия, так не лучше ли сохранить их рабочие места вместе с налогами, который платят большие компании?
Кроме того, многие эти компании считают себя национальным достоянием. Об этом, в частности, шла речь в письме Биньямину Нетаниягу председателя Гистадрута Арнона Бар-Давида и председателя правления бизнес-сектора Дуби Амитая. Они назвали ликвидацию "Эль-Аля" "пренебрежением всеми ценностями еврейского государства". Разумеется, Биби не хотелось остаться в истории правителем, при котором прекратил свое существование легендарный "Эль-Аль", и он пообещал решить проблему.
Как видно на примере этого письма, у крупного бизнеса есть мощный рычаг давления на правительство – лоббирование. У руководителей больших холдингов всегда найдутся в коридорах власти друзья, родственники или даже акционеры. Эти люди постараются добиться для своих протеже оптимальных условий. У владельцев маленьких магазинчиков, парикмахерских, рыночных лавок и мастерских, а также у большинства безработных таких возможностей нет.
Недавно 200 крупных торговых сетей, которым было разрешено начать работать, объявили правительству ультиматум. Они отказались открывать свои заведения, пока не получат дополнительные субсидии от государства. Без помощи минфина, грозили владельцы сетей, им придется уволить 15%-20% сотрудников. Этот шаг не только вызовет рост безработицы и социального недовольства, но и оставит многих молодых израильтян без средств к существованию.
Сейчас этим вопросом занимается Израильское антимонопольное управление, поскольку крупные предприятия подозреваются в сговоре с целью получения компенсации от правительства. Но офис премьер-министра и министерство финансов, тем не менее, поддались шантажу и выделили дополнительный бюджет в 6 миллиардов шекелей на гранты компаниям, которые вернут на работу сотрудников из неоплачиваемых отпусков.
Казалось бы, нет ничего плохого в том, что люди сохранят работу. Но дело в том, что сами по себе гранты и субсидии не поднимут экономику. Ее нужно развивать, приспосабливая к моменту и оптимизируя на случай нового форс-мажора. Те же крупные компании могли бы вместо десятков молодых продавцов уволить одного высокооплачиваемого руководителя или сэкономить на оплате юристов, которые занимаются составлением ультимативных посланий в минфин. Но зачем осложнять себе жизнь, если можно получить деньги из казны?
В восстановлении экономики решающую роль играет потребительский спрос. Кто будет покупать дорогую одежду, мебель и электротовары, кто будет летать на самолетах, если у людей не хватает денег на еду? В отсутствие клиентов крупным сетям грозит банкротство, сколько бы дотаций и кредитов они не получили. Но даже эти очевидные факты не мешают большим предприятиям сражаться за лишний кусок бюджетного пирога, который они отнимают у других.
Общеизвестно, что кризис в первую очередь ударяет по слабым, а самыми слабыми оказались мелкие предприниматели и самозанятые, не имеющие права на пособия по безработице. Государство уже выделило несколько экстренных сумм на помощь этим категориям населения, но многие по-прежнему находятся в отчаянном положении. В отличие от больших компаний, им нечем шантажировать правительство; если хозяин пекарни не откроет ее в знак протеста, пострадает только его семья и его немногочисленные работники (кстати, малый бизнес обеспечивает десятки тысяч рабочих мест). Пока предприниматели и самозанятые выходят на митинги – это единственное, что в их силах. Но им придется подождать своей очереди, пока "акулы бизнеса" рвут на части государственный бюджет. Можно только надеяться, что после этого раздела останутся какие-то крохи для простых людей. Хоть и принято говорить, что все мы в одной лодке, но спасение одних утопающих идет за счет других – и в данном случае за счет тех, кто действительно тонет.