Читайте также
Как потом выяснилось, западно-немецкая разведка располагала примерными данными о местонахождении бывшего оберштурмбанфюрера СС, но не спешила принимать решения по столь щекотливому вопросу, ведь несколько бывших сослуживцев этого мерзавца трудились в госаппарате ФРГ. В настойчивость разведки молодого еврейского государства, скорее всего, никто не верил. Нет, дерзким рейдам против врагов на Ближнем Востоке отдавали, конечно, должное, но чтобы на другом континенте? В столице чужого государства? Решительно невозможно.
Может, поэтому Эйхманы практически и не скрывались. Дом по знаменитой улице Гарибальди был куплен на имя, полностью совпадающее, кроме первой буквы фамилии, с именем жены Эйхмана, а в марте 1960 года там состоялся довольно шумный праздник. Вот странно, отметили "еврейские добровольцы" - ровно на двадцатипятилетие свадьбы Адольфа и Вероники Катарины. Потом и тайное фото подоспело. Сомнений почти не оставалось, и 11 мая 1960 года после слов Питера Малкина: "Минуточку, сеньор!" за 20 секунд бывшего начальника сектора IV B4 гестапо плотно упаковали в машину, отвезли на специально подготовленную виллу, а после окончательного опознания, используя препараты для анестезии, на самолете компании "Эль-Аль" вывезли в Израиль для суда.
На самом деле, дальнейшие события были крайне важны для молодого еврейского государства. Про них уже много написано, а будет еще больше, наверное. Суд, вся правда о Холокосте, о тех, кто его организовывал. Дискуссия о "банальности зла"… Связь поколений израильтян – тех, кто пережил, и тех, кого Холокост не коснулся. Все это важнее важного и неоспоримо. Но я бы хотел чуть о другом. Все-таки это круглая дата именно захвата Эйхмана, а не суда, или приговора, или казни. Можно соглашаться или не соглашаться с тем, был ли нацист этот фанатиком, злодеем, современным Амалеком или просто исполнительным чиновником, который ровно с таким же рвением строил бы дороги и больницы, а не лагеря смерти. Не это важно сегодня.
Важно то, что шестьдесят лет назад Израиль практически впервые продемонстрировал всему миру, что серьезно воспринимает известнейший отрывок из речей пророка Йехезкэля: "И свершу средь них мщение великое наказаниями яростными; и узнают, что Я – Господь, когда воздам им местью Моей" (25-17). Молодое государство, опираясь на свое понимание морали и справедливости, использовало силу, хитрость, организованность для мщения тем, кто пытался уничтожить народ Израиля, и, увы, преуспел в этом. Эффект от операции оказался неимоверно сильным. По всему миру бежавшие наци и их сторонники, как настоящие тараканы, стали искать новые щели, иногда удачно, иногда – нет. Кому-то удалось уйти, чтобы потом всю жизнь дрожать и ждать выстрела "Беретты" или чего похуже - например, зашел полечить зубы, протезы вставить в старческий рот – а проснулся уже в уютной камере, а рядом два следователя… Да, зубы при этом вставят, разумеется… Кому-то, как Цукурсу, уйти не удалось, а слава израильских мстителей росла. Легенды о том, что "Мосад" все-все видит и всегда вот тут, рядом, за углом, лично я слышал с детства. Да-да, даже в СССР.
Кстати, все нормальные люди планеты, даже жившие за железным занавесом, смотрели на такие охоты с восхищением. Жажда моментальной справедливости, без длительных юридических разбирательств и процедур, жажда отмщения – разумеется, не самое лучшее человеческое качество. Но очень понятное. В очередной раз заповедь ТАНАХа про отмщение оказалось более понятной всему цивилизованному миру, нежели заповедь евангелическая - о прощении. Впрочем, когда это мир жил по заповедям Евангелия?
Израильские спецслужбы с того дня стали кошмаром преступников против человечности, негодяев и убийц. Им стало крайне неуютно жить на белом свете. После похищения Эйхмана они поняли – ответ придется держать не где-то там после смерти в кровати в кругу семьи. Ответ придется давать в любой момент, в этой жизни, сейчас. Потому что в одной своей ипостаси Бог, похоже, все-таки существует. Это Мститель за Израиля и Страж Израиля. Да, всяких сулеймани и насралл - тоже касается.