Читайте также
Трудно вспомнить хоть один спорный политический вопрос, который не вызвал бы обращения в Высший суд справедливости, он же Верховный суд Израиля.
Сейчас туда подано целых семь апелляций, объединенных в одно дело, – о праве Нетаниягу формировать правительство, будучи обвиняемым в коррупции, о законности коалиционного соглашения, о юридическом советнике правительства…
БАГАЦ должен решить эти вопросы до 7 мая, когда истекает срок формирования правительства.
Любое решение Верховного суда окажется для всей юридической системы либо просто плохим, либо очень плохим. Само рассмотрение подобных вопросов в БАГАЦе доказывает, что Верховный суд вмешивается в работу Кнессета и волеизъявление избирателей. Иными словами, суд претендует на то, чтобы быть высшей властью, стоящей над Кнессетом и правительством, что противоречит принципу демократии и подрывает доверие граждан к судебной системе в целом. Если БАГАЦ удовлетворит петиции, то сможет и в будущем отменять коалиционные соглашения и результаты выборов. Такое расширение полномочий юридической системы несет сомнительную выгоду даже для тех, кто мечтает свалить Нетаниягу любой ценой, -ведь ни один политик не захочет, чтобы его карьера зависела от всемогущих судей.
Суду приходится учитывать и долгосрочные угрозы. Вето, наложенное на правление Нетаниягу, приведет к роспуску Кнессета и четвертым выборам - после того как политики с таким трудом пришли к соглашению. На этот раз виноват однозначно будет БАГАЦ. Судя по опросам, Ликуд и Нетаниягу наберут достаточно мандатов, чтобы без труда сформировать правительство, которое первым делом примет законы, ограничивающие полномочия Верховного суда в решении политических вопросов.
С другой стороны, отказ удовлетворить петиции означает поражение не только БАГАЦа, но и прокуратуры и полиции – всех, кто долгие годы собирал улики и «шил» дела Нетаниягу. Чего стоят усилия следователей и прокуроров, если обвиняемый по нескольким делам продолжает возглавлять правительство, решать судьбу государства и, среди прочего, влиять на назначения юридического советника правительства и госпрокурора (от этих полномочий Нетаниягу, впрочем, готов отказаться, если верить его адвокатам). Если Биби останется на своем посту, то вся работа прокуратуры будет выглядеть бессмысленной тратой денег налогоплательщиков. К такому выводу могут прийти и судьи на процессе Нетаниягу. Недавний триумф судебной системы, которой удалось выдвинуть обвинения против самого «Биби - царя Израиля», обернется отставками и встречными исками.
К тому же БАГАЦ испытывает сильное давление левого истеблишмента, к которому отчасти принадлежат и сами судьи. Отказать инициаторам петиций означает разочаровать своих естественных союзников, а в некоторых случаях – друзей и знакомых. К тому же те, кто считает Нетаниягу преступником, увидят в уступке БАГАЦа поражение морали и удар по чистоте власти.
Таким образом, БАГАЦ, как богатырь в русской сказке, стоит на распутье у камня, и ни одна дорога не обещает ему легкой жизни. Чтобы сохранить лицо, судьи во время обсуждения постарались концентрироваться на деталях, формулировках и юридических казусах, чтобы подчеркнуть, что речь не идет о политике, и предъявляют политикам мелкие поправки к соглашению, давая понять, что готовы на компромисс.
Правда, один из судей, Ханан Мельцер, предположил, что коалиционное соглашение можно рассматривать как «конфликт интересов», поскольку депутаты Кнессета, поддержавшие кандидатуру Нетаниягу на должность премьер-министра, могли рассчитывать на должности в правительстве и в комиссиях. Звучит это скорее как анекдот и с тем же успехом может относиться ко всем коалициям последних десятилетий. Трудно найти в нашей стране деятеля, который бы занимался политикой бескорыстно, и если уважаемый судья недоволен этим явлением, ему следовало начать борьбу с ним гораздо раньше, а не тогда, когда появился шанс победить ненавистного Биби.
В любом случае ситуация уже не может оставаться такой, как прежде. Копья ломаются не только по поводу Нетаниягу и ротации; назревает также конфликт между министром юстиции и судебной системой, между Кнессетом и юридическим советником правительства. Обе стороны апеллируют к понятиям демократии и законности, и каждый трактует их на свой лад. Противники Биби требуют от БАГАЦа защитить демократию, его сторонники и адвокаты настаивают, что игнорирование волеизъявления избирателей как раз и есть нарушение демократии.
Что касается законов, то мы не раз видели, как одно правительство принимает закон, а следующее его отменяет. Или то же самое происходит по указанию БАГАЦа, от чего дело принципиально не меняется. Каждая сторона трактует законы и принципы демократии в свою пользу, и весь бой ведется не за законность и демократию, а за влияние и власть. Та система, которая одержит верх – будь она политической или юридической, - получит мандат на вседозволенность и манипуляцию обществом. При этом раскладе проиграет и законность, и демократия, а в самом большом проигрыше останемся мы, рядовые граждане.
Выиграть мы могли бы только в одном случае: если бы подобная ситуация была в принципе невозможна. Если бы юридическая система не руководствовалась политическими мотивами и боролась за справедливость, а не за свое выживание; если бы полиция и прокуратура расследовали преступления против простых людей так же тщательно, как они изучают счета в резиденции премьер-министра; если бы государственный деятель, обвиненный в коррупции, уходил в отставку сам, чтобы не бросать тень на политику в целом… Тогда мы жили бы в другой стране. Возможно, когда-нибудь так и будет, но пока до этого еще далеко. И это, увы, совершенно не зависит от нынешнего решения БАГАЦа и его конфликта с Нетаниягу и Кнессетом.