Читайте также
Радиостанция France Inter 4 мая разместила на своем сайте письмо Мишеля Уэльбека. "Самый известный в мире французский автор со времен Жан-Поля Сартра и Альбера Камю" рассуждает в нем о том, какой станет повседневность после эпидемии COVID-19 и карантина. И разделять мнение политиков о том, что "ничто не будет как прежде", писатель не склонен.
"Нужно это признать: большинство электронных писем, отправленных в последние недели, в первую очередь были призваны проверить, что собеседник не умер или не находится при смерти", - так начинается письмо Уэльбека. Затем он отмечает, что как только автору письма удается убедиться в добром здравии адресата, разговор все равно перетекает в другое - "более интересное" - русло, не связанное с эпидемией. И это, по его мнению, неизбежное развитие событий, поскольку сам вирус - скучный. COVID-19 автор называет "банальным вирусом" с "размытыми характеристиками", "вирусом без качеств".
"Удар по человеческим отношениям"
"После карантина мы не проснемся в новом мире. Он будет таким же, только чуть хуже", - пишет Уэльбек.
Он объясняет, что "ни полсекунды не верит в заявления вроде "ничто не будет так, как прежде". "Напротив, все будет точно как прежде. Даже само течение этой эпидемии до поразительного в рамках нормы", - считает он. По его мнению, нет ничего удивительного и нового, к примеру, в том, что Франция справляется с санитарным кризисом лучше Испании или Италии, но хуже Германии. Писатель отмечает, что пандемия просто вновь напомнила уже известный факт: Запад не может вечно оставаться самым богатым, развитым и неуязвимым.
Главным последствием эпидемии enfant terrible французской литературы считает ускорение большинства процессов, уже происходящих в обществе. Главный из них - сокращение личных контактов между людьми. Все технологические достижения последних десятилетий от социальных сетей и программ для удаленной работы до бесконтактной оплаты покупок в магазине вели к тому, чтобы люди все реже и реже взаимодействовали друг с другом. "Эпидемия коронавируса - прекрасный повод поддержать эту распространенную тенденцию изнашивания, которая бьет по человеческим отношениям".
Важность цифр
В своем письме Мишель Уэльбек также вступает в спор с теми, кто утверждает, будто общество за время эпидемии наконец-то вспомнило о существовании смерти и почувствовало ее постоянное присутствие. По его мнению, несмотря на то, что почти 25 тысяч человек во Франции скончались от последствий заражения COVID-19, "еще никогда смерть не была такой незаметной", как сейчас. Он ссылается на ситуацию в домах престарелых во Франции, жители которых умирают в одиночестве в своих комнатах, и об этом зачастую так и не становится известно. "Жертвы сводятся к единицам в ежедневной статистике смертей", - пишет Уэльбек.
Зато возраст начал играть особенно важную роль в период пандемии, полагает писатель. "До какого возраста можно реанимировать и лечить? 70, 75, 80 лет?". Уэльбек признает, что эти рассуждения зависят от каждого конкретного региона, но отмечает, что "во всяком случае, раньше нам никогда еще не приходилось с такой спокойной наглостью заявлять, что жизни людей не имеют одинаковой ценности".
Карантин и писательство
Уэльбек вспоминает слова другого известного французского автора - Фредерика Бегбедера. Бегбедер, комментируя то, как карантин сказался на его образе жизни, отметил, что особенных перемен в повседневность писателя режим изоляции внести не может - социальные контакты автора и без того ограничены, и живет он в окружении книг.
Мишель Уэльбек согласен с этим высказыванием, однако вносит в него поправку - образ жизни действительно меняется слабо, но творить в четырех стенах практически невозможно. "Пытаться писать, если нет возможности в течение дня совершить многочасовую прогулку в непрерывном темпе, противопоказано: накопившееся нервное напряжение не находит выхода, мысли и образы продолжают болезненно крутиться в голове несчастного автора, который быстро становится раздражительным, а то и сходит с ума", - объясняет Уэльбек. По его мнению, за столом у писателя рождаются идеи, а прогулка способствует разрешению конфликтов между этими идеями.
Наконец, подтолкнет ли эпидемия авторов к созданию новых произведений, как это было после эпидемии чумы? Уэльбек в этом сомневается. Потому что, с его точки зрения, в отличие от эпидемии чумы, после COVID-19 не стоит ждать колоссальных перемен.