Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авив
N/A+25

Мнения

А
А

Как реорганизовать Бней-Брак

Когда исчезнет угроза насильной мобилизации, очень многие харедим выйдут на работу. Многие уже и сейчас работают - открыто или "по черному". Их число резко вырастет.

27.04.2020
Источник: mnenia.zahav.ru
רויטרס

На днях в СМИ прошло сообщение, что по просьбе главы МВД Арье Дери в коронавирусных отелях-изоляторах отключили телевещание. Не знаю, насколько это верно: прямо гостиницы побежали исполнять каприз министра. Указания министров не выполняют даже их прямые подчиненные, а не то что владельцы частных отелей.

Но я в связи с этим сообщением хочу поговорить о другом.

Нет у меня сомнений, что духовные лидеры ультрарелигиозной общины Израиля крайне неодобрительно относятся к просмотру их "подопечными" телепередач, считая, что светское телевидение отвлекает от главного занятия еврея - изучения Торы.

Духовные наставники вообще не хотят какого бы то ни было чужого влияния на их подопечных, ревностно оберегают свою паству от контактов с чужими (как и в светских вузах профессора-леваки загрызут того, кто попытается проповедовать их пастве - студентам - иные ценности).

Это идет еще от Торы; мало кто обращает внимание, но первые пять из десяти заповедей именно об этом: не заводи других богов, не строй других кумиров и идолов, помни день субботний (то есть, не отходи от этой веры), почитай отца и мать (которые не позволят тебе уйти в другую веру). И только с шестой заповеди начинается что-то житейски-полезное для общества, а не только для клира: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй.

Почему раввины так ревностно защищают свою паству от информации? Потому что знают: при таких контактах их власти быстро придет конец, придет конец гетто, добровольному затворничеству. Плоды прогресса весьма и весьма соблазнительны.

И вот на этом я и построил бы грамотную, эффективную программу интеграции харедим в общество.

Когда в пик коронавируса в ортодоксальных городах и кварталах из-за скученности наблюдалась повышенная зараженность, просвещенный народ кинулся обвинять в этом самих пострадавших. (Апарт: в случае другой общины либеральные СМИ словами: расисты, фашисты, и т д - быстро заткнули бы критиков. Но религиозная община не входит в число их подзащитных).

В том, что община живет скучено, живет в нужде, что нет у каждой семьи достаточно большого дома или квартиры, чтобы каждому ребенку хватало бы по комнате, как в других секторах- виновны не они, а те самые круги, которые бросились их обвинять.

Три десятилетия я в Израиле - и все это время слышу, что нужно интегрировать ультраортодоксальную общину, называемую так же харедим, в израильское общество. Разговоров много, были даже попытки - но ничего не меняется.

Причин тому две. Во-первых, у послушного мощным пост-сионистским СМИ светского общества нет истинного желания интегрировать эту группу; СМИ выгодно, что есть сектор, натравливая на который можно набрать мандаты для "своих" партий, а после выборов фракции харедим можно затащить в пост-сионистскую коалицию, когда ее удается сколотить: так было в 1992-м при Рабине, в 1999-м при Бараке, 15 лет назад - при Шароне-2.

Вторая причина: даже те, кто искренне хотел бы интегрировать харедим в общество, не знают, как это сделать.

Себя я отношу к тем, кто искренне хочет интеграции харедим в общество, и в то же время знает, как это сделать.

Это нельзя сделать быстро, но тридцати лет вполне хватило бы. Не помогут законы; нельзя использовать дубинки, разгоняя и загоняя. Не помогут ультиматумы, лишения пособий.

Чтобы перечислить конкретные шаги, мне нужно больше информации, но я уже сейчас могу набросать основные принципы.

Нужно понять, что этих людей в резервациях держат насильно не раввины-адморы-политики, а - светские власти своим правилом: не будешь сидеть в ешиве за долбежкой Торы, попытаешься найти работу - забреем в армию. Поэтому первое, что нужно сделать - снять эту угрозу, отменить глупейшее правило, по которому ешиботника призывного возраста забреют в армию при его попытке устроиться на работу.

Не спешите кричать: А как же справедливость! Справедливости лучше достигнуть другим путем: не наказывая тех, кто не служит, а помогая экономически тем, кто служит. А кроме того ЦАХАЛу они не нужны, да и сама армия таких размеров не очень-то нужна Израилю в наши дни; в предыдущих статьях я уже объяснял, что безопасность страны, ее судьба решается не на границах, не в битвах в соседями и с террористами, а в столицах европейских государств, в Вашингтоне и Москве.

Туда десантников, танки, самолеты не пошлешь, не пошлешь и генералов, даже если они с помощью СМИ наберут сто мандатов на выборах. Там должны действовать мудрые лидеры страны, и это никак не связано со службой в армии учащихся ешив.

Когда исчезнет угроза насильной мобилизации, очень многие харедим выйдут на работу. Многие уже и сейчас работают - открыто или "по черному". Их число резко вырастет. Они хотят жить лучше, не на нищенские пособия.

Этот процесс нужно форсировать - верными экономическими рычагами. Для этого нужно пойти на второй очень смелый шаг: не только не забривать в армию, но не отнимать выплачиваемых ныне пособий у тех, кто выходит на работу за минимальную зарплату. Тогда не будет у них страха остаться и без пособия, и без работы, если уволят.

Кстати, это же правило нужно ввести в отношении матерей-одиночек и других групп, например, безработных, которых лишат полугодовых пособий, если узнают, что они устроились на эти полгода на временную работу: многие сидят дома, опасаясь потерять пособия. А временная работа вполне может превратиться потом в постоянную - на пользу всем.

Ничего зазорного в том, что человек, получающий минимальную зарплату, будет еще получать и пособие. Выгода стране от работающего с пособием покроет расходы на пособия. Неважно, харедим он или светский. Очень скоро такой работник продвинется на рабочем месте, пожелает иметь (думая о пенсии) официальный документ о более высоком заработке и сам не захочет скрывать доходов ради небольшого пособия. Кто будет колебаться: стать руководителем смены, отдела, участка - или оставаться рядовым и продолжать получать пособие? Люди обычно хотят карьерного продвижения. Поверьте мне - честолюбие не обходит стороной верующих людей. И они хотят заслужить право зажигать факел в День независимости.

Этот процесс никакие духовные авторитеты не смогут остановить. Массы харедим заменят гастарбайтеров и нелегалов - что тоже положительно скажется на народном хозяйстве. И на социальном климате.

Возразят: не все харедим захотят работать, многие предпочтут по-прежнему жить на пособие. Но и в светском секторе не все идут работать, не все приносят обществу пользу своим трудом.

Это другая проблема, о ней поговорим отдельно.

Работающие харедим будут решать и свою жилищную проблему. Само собой счезнет и проблема с недостаточным образованием в этом секторе. Первое поколение харедим на работе увидит, что люди с хорошим образованием продвигаются, больше получают - и уже своих детей постараются отдать в школы, закончив которые они получат больше возможностей продвинуться в дальнейшей жизни. А что уже говорить о третьем поколении! И нет нужды в партиях, которые устраивают предвыборные войны по этим вопросам. Я сам, мои близкие работают в одном коллективе с харедим - и заметно, что происходит взаимное влияние. Светские учатся тактично относиться к ним, считаться с их особым поведением, коллеги в лапсердаках перенимают многое из образа жизни светских.

Их дети-внуки потом сами пойдут и в армию - не из-под палки - а добровольно, как их светские друзья-товарищи.

Социальное давление - очень важный фактор при выборе юношами поступков. Не раз я, человек настолько миролюбивый, что при желании меня можно легко завербовать в пацифисты, слышал от своих внуков, заканчивающих школу: "Я пойду в боевые!"

- И зачем тебе?

Думаю, услышу что-то о защите Родины, о сионизме. Нет, ответ один: "Наши (из класса) все идут в боевые!"

Для реализации такой программы, конечно, нужно видеть в харедим своих, любить их, а вот с этим у нас проблема.

Читайте также