Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель Авив
+29+26

Мнения

А
А

Коалиционное соглашение – или преступный сговор?

Подделка законов под личные нужды превращена в норму, как и политический подкуп, а попытки ограничить независимость судебной власти лишь усилятся.

22.04.2020
Источник: Детали
רויטרס

Нетаниягу и Ганц подписали одно из самых грязных коалиционных соглашений за всю историю израильского парламентаризма. В нем 41 параграф, большинство из них пропитаны взаимным недоверием, другие же посвящены уничтожению принципов разделения ветвей власти и равенства перед законом – основ, на которых держится любой демократический строй.

Дух соглашения таков, что кажется, будто здесь договариваются не государственные мужи, а две банды наперсточников делят привокзальную площадь, только в ход идут не заточки и ножи, а юридическая казуистика. Таким сговором можно формировать клику, хунту или картель — что угодно, но только не «правительство национального единства».

«Детали» предлагают вашему вниманию основные пункты этого документа. Итак:

35-е правительство Израиля создается на срок 36 месяцев. Отсчет начнется с даты принесения присяги в кнессете. Следующие выборы в кнессет будут проведены в первый вторник после 36 месяцев работы правительства. Однако, по совместному решению сторон, срок действия данного соглашения может быть продлен, но не более, чем установлено законом для одной каденции кнессета. Решение об этом может быть принято после 2,5 лет действия данного правительства большинством в 75 голосов.

Правительство будет состоять из двух блоков – «Ликуд» и «Кахоль-Лаван». Каждый из них может присоединить к себе ту или иную партию. Каждая партия, присоединившись к правительству, тем самым подтвердит свою приверженность пунктам данного коалиционного соглашения. Предположительно, к блоку «Ликуда» припишут «Ямину», ШАС, «Еврейство Торы», а к блоку «Кахоль-лаван» — «Аводу» и «Гешер».

Правительство будет паритетным: число министров от блока «Ликуда» будет равно числу министров от блока «Кахоль-Лаван». Причем равное представительство между блоками сохранится во всех назначениях — в правительстве, кнессете, системах управления коалицией, в межминистерских комиссиях, в узком кабинете по вопросам безопасности, в кабинете по борьбе с коронавирусом, в кабинете по национальному примирению и кабинете по экономическим вопросам. Их сформируют глава правительства, его преемник, министр финансов и министр экономики.

(Что такое «узкий кабинет по национальному примирению»? Никто пока этого не знает. Чем он будет заниматься: попытками прекратить, наконец, нападки на левых и на правых и демонизацию судей – или контролем за соцсетями? До сих пор мы слышали подобный термин разве что применительно к отношениям между ХАМАСом и ФАТХом. Поздравим председателя партии «Ликуд» с тем, что его усилиями теперь такой же кабинет требуется – по его же мнению – и нам).

От кнессета мало что останется

Данное правительство в течение первых шести месяцев с момента формирования будет действовать в статусе «правительства чрезвычайной ситуации». Премьер-министр и тот, кто должен сменить его по ротации, могут по согласованию и продлевать период чрезвычайной ситуации — каждый раз на срок не более трех месяцев (но число таких продлений в соглашении не оговорено).

А чем же эта «ситуация» отличается от обычной? Тем, что пока она действует, не смогут продвигаться и даже обсуждаться никакие законодательные инициативы – ни новые законы, ни поправки  в прежние (кроме связанных с урегулированием корона-кризиса во всех его аспектах, включая экономические, социальные, медицинские и др). Исключения возможны — но только с согласия премьера и его будущего сменщика. Иными словами, только два человека будут определять между собой, какой закон следует продвинуть, а коалиционные депутаты обязаны поддерживать их продвижение. 

Также в период чрезвычайной ситуации не будет назначений на посты, требующих утверждения правительством. Каденции, временные или постоянные, уже действующих на таких постах людей будут продлены. Только генеральных директоров министерств можно будет назначать, как и раньше.

Таким образом, соглашение между Нетаниягу и Ганцем фактически закладывает основу для полного уничтожения парламентской инициативы. Если и раньше разделение между исполнительной и законодательной ветвями в Израиле было довольно зыбким, то теперь несколько положений коалиционного сговора сводят его к минимуму:

Во-первых, и после «периода чрезвычайной ситуации» законодательные инициативы будут продвигаться только с одобрения межминистерской комиссии, которую сформируют в формате, требующем взаимного согласия блоков. Все члены коалиционных фракций обязуются отвергать  любые законопроекты, не прошедшие утверждения в межминистерской комиссии по законотворчеству.

Во-вторых, для каждой проблемы, связанной с регуляцией, будет назначаться межминистерская комиссия по данной конкретной теме, во главе с со-председателями из «Ликуда» и «Кахоль-лаван», и все решения будут приниматься ими. Будет создана и комиссия для рассмотрения изменений «Закона Каменица» (о незаконном строительстве в арабском секторе).

В-третьих, от всех партийных фракций, которые войдут в коалицию, потребуют гарантий, что они не будут содействовать ее развалу, даже если одна из сторон этого соглашения нарушит его.

В-четвертых, появится нюанс для голосований по вотуму недоверия: ни премьер-министр, ни его сменщик не смогут возглавить правительство, которое возникнет как следствие проблемы [вотума] недоверия.А чтобы окончательно превратить законодательное собрание Израиля всего лишь в место заработка для избранных, будет применяться т.н. «норвежский закон», позволяющий министру или заместителю министра освободить свое место в кнессете для следующего в его партийном списке, и вернуться на место в кнессете сразу после ухода в отставку (тогда последний из его фракции покинет кнессет). Число министров и заместителей, который смогут освободить места для однопартийцев, не должно превышать 5 для каждой фракции, в которой меньше 20 депутатов, и не более трети фракции или двух депутатов (большее из них), и не более 2 для каждый фракции, в которой больше 20 депутатов, одновременно.

Обратим внимание, что тут речь идет о фракциях, а не о блоках. То есть, например, оба министра от партии «Авода» смогут освободить свои места, чтобы провести на доходные места еще двух однопартийцев. По два дополнительных человека проведут фракции «Ликуд» и «Кахоль-Лаван». Ортодоксальные партии и «Ямина» смогут, при желании, добавить еще людей, итого до 20 дополнительных депутатских окладов и средств на обслуживание (машина, помощники, связь и пр.) начнут выплачиваться из бюджета – за счет израильского налогоплательщика. Это станет стимулом другим партиям присоединяться к коалиции, даже если их не очень устраивают отведенные им сейчас позиции.

Кто кого назначит – вот что для них главное

Так роль парламентской ассамблеи в управлении государством снижается почти до фикции: все подчинено коалиционной дисциплине, но уже не в рамках фракций, а в рамках блоков. Работа сосредоточится разве что в парламентских комиссиях, утверждающих те или иные решения. Потому они разделены между блоками заранее (как и министерские портфели):

Комиссии от блока «Ликуд»:

ФинансоваяПо законотворчеству (ее председатель на весь период действия кнессета будет представителем блока «Ликуд», его каденция ограничена 18 месяцами, после чего этот блок определит кандидатуру его сменщика, или он будет переизбран)По борьбе с коронавирусомПо социальной защите и трудуПо алие и абсорбцииПо вопросам, связанным с наркотикамиЭкономическаяКомиссии от блока «Кахоль-Лаван»:

По иностранным делам и оборонеВнутренних дел и защиты окружающей средыПо образованиюПо делам кнессета (ее председатель на весь период действия кнессета будет представителем блока «Кахоль-Лаван», каденция первого председателя ограничена 18 месяцами, и после увольнения именно этот блок определит кандидатуру его сменщика, или он будет переизбран).Науки и технологииПо правам (статусу) женщиныПо правам (статусу) ребенкаПредседателя коалиции и министра, отвечающего за контакты с кнессетом, каждый раз назначает действующий премьер-министр.

Управление альтернативной службы, поселенческий департамент и центр по разъяснительной работе будут подчиняться министру от блока «Ликуд», которого определит Нетаниягу. Управления по делам переживших катастрофу и по делам бедуинов будут в зоне ответственности министра от «Кахоль-лаван», какого именно — это выберет Ганц. Бюро правительственной рекламы (ЛАПАМ) и «Исраэль Дигиталит» будут относиться к канцелярии главы правительства.

Подробно расписаны и министерства, отходящие к блокам. При этом министерства энергетики и экологии перейдут к «Ликуду» только во второй период – после ротации. Все назначения в советы и корпорации (не являющиеся правительственными компаниями) будут осуществляться «Ликудом» и «Кахоль-лаван», опять же — на паритетных началах. Иностранными делами будет заниматься «второй глава правительства» (сменщик, в ожидании своей очереди).

Министерства, закрепляемые за блоком «Ликуд»:

Министерство финансовМИД (во вторые 18 месяцев, когда на посту премьера Ганц сменит Нетаниягу)Министерство внутренней безопасностиМинистерство образованияМВДМинистерство транспортаМинистерство строительстваМинистерство здравоохраненияМинистество по делам религийМинистерство энергетикиМинистерство экологииМинистерство по делам разведкиМинистерство регионального сотрудничестваМинистерство по развитию Негева и ГалилеиМинистерство по делам ИерусалимаМинистерства, закрепляемые за блоком «Кахоль-лаван»:

И.о и заместитель премьер-министра (в первые 18 месяцев)Министерство обороныМИД (в первые 18 месяцев)Министерство юстицииМинистерство экономикиМинистерство труда и социального обеспеченияМинистерство связиМинистерство сельского хозяйстваМинистерство культуры и спортаМинистерство алии и абсорбцииМинистерство туризмаМинистерство по делам меньшинствМинистерство по делам диспорыМинистерство науки и технологииМинистерство по стратегическим вопросамБени Ганц подаст в отставку с поста спикера кнессета за 8 часов до создания правительства, тогда же будет назван новый председатель, представитель блока «Ликуд» (кандидатура которого должна быть согласована и с Ганцем тоже). На том же заседании правительство будет приведено к присяге. Спикер назначается на весь срок действия 23 кнессета, но если он по какой-то причине будет снят, сменщика тоже назначит блок «Ликуда».

Кандидата на пост посла в Вашингтоне всегда определяет действующий премьер-министр (соответственно, Ганц сможет сменить того, кого назначит Нетаниягу). А послы в Лондоне, Париже и Канберре будут назначены на весь срок действия правительства, сохранив свои посты и после ротации.

 

Личный страх — и личное законодательство

История Израиля знает множество грязных сделок – но еще никогда стороны так не боялись друг друга, не стесняясь прилюдно это признавать. Все бесконечные напоминания о «паритете» в назначениях и об исключительной согласованности действий вызваны этим страхом. Ганц боится, что не успеет стать премьером. Нетаниягу боится, что будет скинут со своего поста. Их цель – забетонировать кнессет, укрепить его всеми возможными подпорками, чтобы ни при каких условиях он не упал. Ведь иначе, образно говоря, он упадет на них, похоронит их под своими обломками.

И ради этого ни Нетаниягу, ни Ганц не брезгуют серьезным изменением законодательства, причем все правки должны быть внесены еще до того, как новое правительство приведут к присяге. Основной закон «Правительство» и любой другой закон, относящийся к этой теме, будут изменены таким образом, чтобы закрепить достигнутые договоренности и не делать обязательной отставку премьера через 18 месяцев и без необходимости повторной инаугурации при обмене должностями между премьер-министром и его сменщиком.

Поправки определят, что параграфы 17 и 18 в Основном законе «Правительство» и параграф 4 в законе «Правительство» применимы также к и.о. премьера, то есть сменщику. Что это за статьи? «Статья 17: Расследование в отношении Премьер-министра в период отправления им своей должности и после, подача обвинительного заключения и приговор», и «Статья 18: Прекращение полномочий Премьер-министра из-за правонарушения». Так Нетаниягу обезопасил себя на период после ротации. Да и Ганц заодно... Еще в соглашении сказано, что параграф 22-бет не распространяется на и.о. премьера. Это параграф, который гласит, что премьер-министр имеет право, уведомив Правительства о своем намерении, отстранить министра от занимаемой им должности. Соответственно, Ганц потом не сможет уволить Нетаниягу, а Нетаниягу сейчас не сможет уволить Ганца. Более того — они договорились, что Нетаниягу не сможет увольнять министров от блока «Кахоль-Лаван» — только Ганц может это сделать. А после ротации только Нетаниягу сможет увольнять или назначать министров от блока «Ликуд».

Также будут выпущены распоряжения, определяющие вопросы обеспечения безопасности вице-премьера, его резиденции, его офиса и т.п. – ничто не должно умалить статус сменщика по сравнению с действующим премьером! И действующий премьер, став после ротации вице-премьером, будет вправе пользоваться всеми условиями главы правительства. Посему, вероятно, чете Нетаниягу не придется выезжать из резиденции и после ротации.

18 месяцев правительство будет возглавлять действующий глава правительства, а его сменщик будет назначен вице-премьером. По истечение этого срока они поменяются местами на новые 18 месяцев. Роспуск кнессета в течение первых полутора лет приведет к вступлению в должность сменяющего главы правительства. Он будет занимать ее в период переходного правительства, при условии, что не менее 12 депутатов, относящихся к блоку «Ликуда» в момент принесения присяги, поддержат законопроект [о роспуске кнессета]. Роспуск кнессета во время вторых восемнадцати месяцев и далее оставит сменщика на своем посту, при условии, что 12 депутатов кнессета, бывших в блоке «Ликуда», поддержат законопроект о роспуске. Но если же вотум недоверия во вторые 18 месяцев или после поддержат не менее 12 депутатов, относившихся ранее к блоку «Кахоль-Лаван», то сменщик займет пост главы правительства на переходный период.

Все это касается только Нетаниягу и Ганца: «Ликуд» и «Кахоль Лаван» обязались не выдвигать и не поддерживать никаких альтернативных кандидатур на должность премьера или его сменщика в кнессете 23 созыва. В случае, если такое все же произойдет, стороны договорились совместно действовать для роспуска кнессета.

Если Нетаниягу прекратит выполнять работу премьера еще до завершения оговоренной каденции, по состоянию здоровья или собственному решению, его сменщик займет его место и будет главой правительства на протяжении 18 месяцев, по истечении которых Нетаниягу вернется на пост премьера на оставшийся отрезок времени.

Министр от блока «Ликуд» не может быть уволен без разрешения главы правительства, и министр от блока «Кахоль-Лаван» не может быть уволен без разрешения сменяющего главы правительства. Если какой-то министр по ряду причин не сможет исполнять свои обязанности, то глава его блока подберет ему замену из своего блока. (Очевидно, это будет касаться и ситуаций, когда против того или иного министра выдвинуто обвинительное заключение: если Нетаниягу откажется его уволить, это войдет в конфликт с нынешней практикой. То же и в отношении Ганца. А что еще страшнее – это поставит глав политических блоков над законом).

Если министр от одного блока не сможет по какой-то причине голосовать по какому-либо вопросу, то один из министров, входящих в другой блок, тоже откажется от голосования (будет создан механизм подобного взаимозачета).

 

Зачем так много?

В «период чрезвычайной ситуации» правительство будет состоять из 32 министров (включая премьер-министра и вице-премьера). Через 30 дней после завершения «чрезвычайной ситуации» будут назначены еще 4 министра (по 2 от каждого блока). Также в правительство войдут до 8 заместителей министров от каждого блока – в министерства, управляемые представителями данного блока (или, по согласованию между премьером и его сменщиком, – в министерства, управляемые представителями другого блока, но по согласованию с министром. Но таких должно быть не более двух от каждого блока). Разрешено будет назначать и двух заместителей министров в одно министерство , хотя данный шаг тоже потребует внесения поправки в нынешнее законодательство.

Повестка дня работы правительства согласуется премьером и вице-премьером, и ни один вопрос не будет подан без согласия обоих. В каждом форуме, в который войдет премьер, войдет и его сменщик. Оба получат полный доступ к сообщениям разведки и любым другим материалам.

Комиссию по вопросам законодательства возглавит министр юстиции, а заместитель председателя этой комиссии будет представителем блока «Ликуд». Комиссия сформируется на паритетных началах, ее повестка дня будет всегда заранее согласована. Все члены коалиции обязаны выступать против частного законодательства, не получившего утверждения в комиссии по законодательству.

После внесения всех изменений в законодательство все депутаты блоков «Ликуда» и «Кахоль-лаван» подпишут обращение к президенту Ривлину и попросят его возложить полномочия по формированию правительства на Биньямина Нетаниягу. Любые законодательные изменения, необходимые для реализации этого соглашения, будут полностью поддержаны всеми членами коалиции.

 

Прощание с народом

Имена лишь некоторых министров, которые будут назначены на посты, предварительно известны . В «Ликуде» продолжается торг. Можно предположить, что Тали Плоскова получит или пост заместителя министра алии и абсорбции, или хотя бы руководство профильной комиссией. Не исключено, что Юлий Эдельштейн вернет себе место спикера, а Элькин и Штайниц — министерства, соответственно, экологии и энергии. Что оставят Баркату, неясно. Удовлетворится ли он министерством по делам Иерусалима? Парадокс: даже после столь сильного расширения числа министров и замов, ключевых министерств все равно не хватает на то, чтобы удовлетворить всех. А значит, небольшое внутреннее напряжение в «Ликуде» сохранится.

Мы стали свидетелями беспрецедентного дележа общественной собственности – без оглядки на само общество, без малейших признаков стыда или приверженности какой-либо идеологии. «Ликуд», уже почти превратившийся в партию одного человека, и «Кахоль-лаван», предавший интересы многих своих избирателей, старательно следят, чтобы «партнер» не обсчитал их при этом дележе. Вся их договоренность подчинена исключительно этому. Показательно, что лишь с 28 пункта соглашения стороны вспоминают не только о себе, но и о нуждах страны.

Закон о воинской обязанности будет принят по представлению армии и минобороны, с поправками в части целевых показателей мобилизации. Насчет распространения израильского суверенитета сказано, что премьер вправе представить соглашение, достигнутое с США, с 1 июля 2021 года, на обсуждение в узком кабинете и в правительстве, и/или кнессете (это «и/или» показывает, видимо, что с кнессетом необязательно будет обсуждать даже столь важный вопрос – его смогут просто утвердить в правительстве). В случае, если глава правительства решит все же вынести вопрос на обсуждение в кнессете, это сделает депутат от «Ликуда».

Не позднее, чем через 90 дней после приведения к присяге, коалиция обещает принять бюджет, в том числе специальные бюджеты на борьбу с коронавирусом, на 2020-2021 годы. В начале 2021 года бюджет будет скорректирован (если это будет согласовано) и тогда же будет принят бюджет на 2022 год. В конце 2022 года будет принят бюджет на 2023 год.

Если бюджет не будет принят в согласованный срок по вине одной стороны, главой правительства станет (или продолжит быть) глава блока, который соблюдал соглашение в этой части. Глава правительства получит еще три месяца (сверх трех, разрешенных законом сегодня) – то есть до конца июня. Если за эти 6 месяцев бюджет не удастся принять, то кнессет будет распущен, и в течение 90 дней состоятся новые выборы, в это время продолжит действовать тот же глава правительства.

Такое коалиционное соглашение – ярчайший пример нравственного релятивизма людей, произносящих высокопарные слова. Подделка законов под личные нужды превращена в норму, как и политический подкуп, а попытки ограничить независимость судебной власти лишь усилятся. Подобная деградация политических элит — главная угроза существованию государства Израиль в качестве свободной, демократической страны. Угроза куда большая, нежели любой коалиционный кризис.

Читайте также