Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Как семи нянькам поручали Израиль спасать

Наша армия пытается оказывать помощь гражданскому населению и местным властям во время эпидемии коронавируса. Но за кулисами в оборонном ведомстве указывают на ахиллесову пяту всего этого процесса.

17.04.2020
Источник:Детали
רויטרס

Читайте также

Это - сокращение ставок, бюджетов и полномочий Национального управления по чрезвычайным ситуациям (РАХАЛ), созданного после второй ливанской войны для координации действий армии с гражданскими ведомствами и местными властями.

Годами не прекращались конфликты между гражданскими структурами и военными. И, в конце концов, министерство обороны решило передать полномочия РАХАЛа Службе тыла. Но передача этих полномочий еще не завершилась, функционирование структур было нарушено, а некоторые полномочия вообще оказались "между стульями".

Результаты расследований, представленные правительству после второй ливанской войны, указывали на серьезные недостатки в подготовке гражданского населения, то есть тыла, к чрезвычайным ситуациям, что привело к принятию в 2007 году решения о создании РАХАЛа при министерстве обороны. Управление было призвано сосредоточить в  своих руках все полномочия и ответственность.

Они должны были давать полную и актуальную картину состояния тыла при чрезвычайной ситуации с упором на местные власти и национальные инфраструктуры. Кроме того, они должны координировать усилия по ведению разъяснительной работы и публикации достоверной информации в военное время, во время стихийных бедствий и эпидемий. Они должны вести мониторинг и контроль выполнения решений правительства. Они должны разработать стратегию защиты тыла, проводить учения национального масштаба, которые не проводились в Израиле с момента его создания. РАХАЛ должен был стать посредником и координатором между всеми организациями и структурами, задействованными во время чрезвычайного положения.

В 2009 году с РАХАЛом объединили Управление народным хозяйством в чрезвычайных ситуациях. Это межведомственный орган, отвечающий за мобилизацию промышленных предприятий в условиях чрезвычайного положения для производства необходимых для нормальной жизни гражданского населения продуктов и услуг. Соответственно, РАХАЛ получил полномочия отдавать распоряжения местным властям и другим гражданским структурам, координируя их действия с ЦАХАЛом во время чрезвычайного положения (но не управлять кризисом).

Однако в 2012 году было создано министерство по защите тыла, и РАХАЛ был передан в его подчинение. Эта реформа сопровождалась серьезными трениями с министерством обороны по вопросу полномочий и ответственности. Госконтролер, который изучал проблему отсутствия распределения полномочий в министерстве по защите тыла, назвал это "серьезным недостатком".

Это министерство возглавляли три разных министра, последний из которых, Гилад Эрдан, постоянно занимался перетягиванием каната с тогдашним министром обороны Моше Яалоном, но, в конце концов, поднял руки и подал в отставку. И министерство закрылось. А РАХАЛ вновь вернулся под крыло министерства обороны, но споры и разногласия между различными министерствами и ведомствами так и не позволили провести национальные учения хотя бы один раз. 

Возвращение РАХАЛ в министерство обороны положило конец межведомственным противоборствам, но породило новую конфронтацию внутри минобороны вокруг распределения полномочий в различных чрезвычайных ситуациях (война, стихийное бедствие или эпидемия) между РАХАЛ и Службой тыла.

В 2018 году бывший министр обороны Авигдор Либерман решил пресечь дальнейшие споры между сторонами. Он приказал создать комиссию, которая должна изучить взаимоотношения РАХАЛа и Службы тыла, и представить свои рекомендации. Председателем комиссии он назначил генерал-майора запаса Ави Мизрахи. В рекомендациях комиссии Мизрахи говорилось, что Служба тыла в чрезвычайной ситуации будет управлять экономикой на уровне местных властей. Эта рекомендация была принята и одобрена министром обороны, после чего ее передали в министерство юстиции, чтобы там юридически оформили необходимые изменения постановлением правительства и внесением законодательных изменений.

Тогдашний начальник РАХАЛ, бригадный генерал резерва Зеэв Цук-Рам возражал против этой реформы и даже направил резкое письмо на имя юридического советника правительства Авихая Мандельблита и начальника генштаба Авива Кохави. Там говорилось, что реформа "неконституционна, противоречит нормам власти и права, а военная структура не должна ни при каких условиях заниматься управлением гражданской экономикой".

Цук-Рам также написал, что целью Службы тыла было спасение жизней, в то время как РАХАЛ "отвечал за подготовку и работу правительственных ведомств, поддерживающих непрерывное функционирование экономики".

Однако его усилия не принесли плодов, и государство дало "зеленый свет" расформированию подразделения по обеспечению готовности гражданского населения к чрезвычайным ситуациям. Шесть ставок (по количеству округов) были переданы Службе тыла. Когда решение о расформировании и передаче полномочий службе тыла было утверждено, Цук-Рам решил закончить свою работу и уйти в отставку. Но перед уходом он предупредил все стороны, что это "опасный шаг, который нанесет огромный вред нашей способности управлять экономикой в чрезвычайных ситуациях".

 

"Офицер ЦАХАЛа не может приказывать государственному учреждению"

На фоне политической тупиковой ситуации и трех досрочных выборов временным начальником РАХАЛа был назначен высокопоставленный чиновник министерства обороны. Это произошло около двух месяцев назад - министр обороны Нафтали Беннет назначил полковника запаса Нохи Менделя. Через две недели после этого началась подготовка к эпидемии коронавируса.

Впрочем, как стало известно Walla из источников в оборонном ведомстве, когда разразился кризис коронавируса, распределение полномочий между РАХАЛом и Службой тыла не было завершено, что существенно ограничивает возможности по поддержке местных органов власти по всей стране. Также это ограничивает синхронизацию действий местных властей с различными правительственными учреждениями, и, следовательно, мешает разрешению проблем в короткие сроки.

Согласно рекомендациям комиссии Мизрахи, это одна из самых важных обязанностей РАХАЛа в чрезвычайной ситуации. "Мало того, что ставки нам сократили больше чем в два раза, РАХАЛу сегодня не оставили ни ответственности, ни полномочий. Их у нас уже забрали, а Службе тыла еще не передали, поскольку передача полномочий была осуществлена пока только ​​на бумаге, а реальная передача различных позиций на местах до сих пор не произошла", - подчеркнули источники в министерстве обороны.

"Все, что сегодня делает Служба тыла, носит  рекомендательный характер. Это огромная разница, - пояснил Цук-Рам. - Окружные отделения РАХАЛа функционировали в течение всего года, в обычном режиме и в чрезвычайных ситуациях. Они занимались такими областями, как энергоснабжение, здравоохранение, канализация, установка дорожных знаков, образования и многое другое. Это не гражданская оборона, а непрерывное функционирование. Если бы окружные отделения РАХАЛ сегодня продолжали работать, они обеспечили бы все местные власти гражданскими грузовиками, и не было бы необходимости привлекать грузовики ЦАХАЛа".

Амир Бухбут, Walla!News

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке