Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+28+23

Мнения

А
А

Зачем арабы выбирают экстремистов?

Речь идет о фундаментальной особенности арабской политической культуры в целом, принятой, в том числе, и среди арабских граждан Израиля.

08.04.2020
Источник: Еврейский мир
רויטרס undefined

Если израильское арабское общество действительно стремится к интеграции, зачем оно раз за разом выбирает себе лидерами тех, кто оспаривает легитимность еврейского государства, солидаризируется с его врагами и их войной против Израиля?

Речь идет о фундаментальной особенности арабской политической культуры в целом, принятой, в том числе, и среди арабских граждан Израиля.

Следует заметить, что именно этот фактор стал причиной значительной части неудач и провалов жителей нашего региона и в немалой мере объясняет большую часть их нынешних бедствий.

В том числе, именно он является причиной бедственного положения палестинских арабов и продолжающегося краха их национального движения.

В основе же этой культурной неудачи лежит извращенный подход в отношении к племенной чести.

Само по себе понятие чести, безусловно, является важным и позитивным аспектом в жизни человека, общества и нации. Именно этот ценностный императив объясняет огромное количество примеров благородного поведения отдельных лиц и групп, в значительной мере является основой способности противостоять тяжелейшим условиям угнетения, пренебрежения, войны и лишений.

Вообще, без приверженности к связанной с ним системе ценностей было бы невозможно объяснить многие великие достижения человечества.

Самоуважение народа, решившего взять свою судьбу в свои руки, лежит и в основе сионистской системы ценностей и в немалой мере объясняет феноменальный успех сионистского движения.

Вместе с тем, любой, даже совершенно положительный ценностный позыв, может стать ужасным бременем, если, извратив первоначальную цель, подменить необходимую для ее достижения тяжелую работу, созданием ложного впечатления и его дальнейшим возвеличиванием.

Арабские национальные движения в значительной степени потерпели неудачу в прошлом веке, именно, потому что пошли на поводу у этой подмены понятий.

Палестинские же арабы вознесли ее до недосягаемых высот, или, если хотите, обрушили в глубочайшую бездну. 

Целью было создание общества и нации. Общество, освободившееся от колониального правления и сосредоточившее большую часть своих ресурсов на построении лучшего будущего для своих сыновей и дочерей, будущего, основанного на человеческих свободах, безопасности жизни и имущества, образовании, здравоохранении, социальном обеспечение и общественной солидарности - заслуживает признательности и уважения за свои достижения.

Полное же пренебрежение всем этим и перенаправление ресурсов на угнетение людей, коррупцию, межэтнические войны и отказ от «лживых ценностей американского империализма» ведет к тупику и вызывает презрение.

Из десятков стран, получивших независимость после Второй мировой войны, к первой категории можно отнести такие страны, как Индия, Сингапур и Израиль. Ко второй же большинство арабских государств и обществ, включая и палестинских арабов.

Первые заслужили уважения за свои успехи, достигнутые упорным трудом вопреки сложным условиям. Вторые же попытались добиться признания, решив упростить и сократить путь, но в итоге увязли в неудачах.

Они выдвинули лидеров вроде Гамаля Абдель-Насера, Саддама Хусейна, Хафеза аль-Асада, Муаммара Каддафи и Ясира Арафата.

Все эти люди получили широкое признание своих обществ и в регионе, выстроив свое политическое кредо и внешнюю политику на радикальной идеологии, агрессии, насилии и войнах.

Лидеры же, пытавшиеся действительно построить свое общество и отойти от избранного большинством арабских стран пути - ярким примером чего был покойный король Иордании Хуссейн - изображались предателями, «наймитами сионизма» и «агентами империализма».

Как радикалам удалось увлечь за собой общества? Они играли на фальшивом призыве к «чести» и к сомнительной, крайне недолговечной гордости за нее, в то самое время, пока вели свои народы от бедствия к бедствию, от катастрофы к катастрофе.

Ценой этого самообмана стало крушение Сирии, Ирака, Ливии и даже Египта - 40 лет спустя после смерти Насера.

Национальное же движение палестинских арабов довело его до «зияющих высот», раз за разом отказываясь от создания нации и построения своего общества, и, оставаясь верным лидерам вроде муфтия Аль-Хусейни, Арафата или Хании, ведущим их от одного провала к другому, во имя «национальной чести» и «стойкой позиции», разумеется.

Одурманенные «честью» приносить себя в жертву в качестве «шахидов», взрывающихся в автобусах, палестинские арабы отказались искать себе другие примеры для подражания. Не случайно, пытавшийся стать строителем нации палестинских арабов и направить своих собратьев в конструктивное русло бывший глава правительства автономии Салам Файяд, никогда не мог набрать больше 2% поддержки в своем обществе и постепенно оказался забыт.

В свою очередь палестинские арабы с израильским гражданством точно также преданы элитам и лидерам типа - Ахмеда Тиби, Ханин Зуаби, Мухаммеда Бараке, Хибы Язбак, Аймана Уды и Исламскому движению. Иными словами, лидерам, предлагающим своему обществу «честь» и дешевую гордость за «твердую позицию» за приверженность «абсолютной справедливости», добивающейся искоренения «первородного греха злодейского и грабительского сионизма», за веру в «возвращение», которое неизбежно разрушит еврейское государство.

Этому обществу нужны лидеры, поклоняющиеся «шахидам», с их точки зрения, воплощающим в себе пример для подражания.

Возможно, на самом деле, оно, это общество вовсе даже и не желает разрушения страны, предоставившей им качество жизни, которого нет ни у кого из их собратьев в регионе, именно потому, что не является арабским по своей политической культуре.

Но такова уж природа зависимости - в моменты трезвости наркоманы или игроки тоже, ведь, осознают пагубность своего недуга, и все равно, неизбежно бросаются затем во все тяжкие, все больше и больше погрязая в собственной беде.

Дан Шифтан, Исраэль ха-Йом

Перевод Александра Непомнящего

Читайте также