Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Кто эффективнее действует против эпидемии?

Еврейское государство в плане стратегии демонстрирует смешанную модель, сочетая жесткость азиатских тигров с привкусом демократии. Изоляция Бней-Брака служит тому примером.

05.04.2020
Источник:Детали
רויטרס

Читайте также

К апрелю 2020 года коронавирус распространился почти на все страны мира и стал причиной 60 тысяч смертей. Сравнительный анализ подходов, принятых в разных регионах и странах, позволяет увидеть сходства и различия в стратегиях противодействия пандемии и оценить эффективность действий различных режимов.

Восточная Азия: дракон и тигры против вируса

В Китае, где вирус впервые появился, заболеваемость, по-видимому, снижается. После принятия очень жестких мер Китай демонстрирует признаки постепенного выздоровления. Большинство его соседей: Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур – также сразу отреагировали решительными мерами, которые включали измерение температуры, правила гигиены и социальное дистанцирование. Но в отличие от Китая, помимо закрытия границ и обязательного карантина, эти страны не вводили широких ограничений, и бизнес продолжал работать почти в штатном режиме.

Акцент здесь делался на широкомасштабное тестирование с целью геолокации и строгой изоляции инфицированных.

Индия: шестая часть мира на карантине

24 марта индийский премьер-министр Нарендра Моди объявил, что по всей стране на три недели вводится комендантский час. Правительство и местные власти обещают сделать все, чтобы сохранить жизнь «каждого индийца», несмотря на экономические последствия. Правительство Индии пошло на невероятный эксперимент – как обеспечить полную изоляцию 1,3 миллиарда человек?

В отличие от соседнего Китая или стран Запада, индийское общество менее дисциплинированно. Более мягкие меры малоэффективны, а проконтролировать выполнение любых указаний властей в Индии очень сложно, особенно на местном уровне. Но пока заболевших в Индии сравнительно мало. Зато в свете карантина с повестки дня ушли две непопулярные меры правительства: аннулирование особого положения штата Джамму и Кашмир и закон о гражданстве для мигрантов, исповедующих традиционные индуистские религии.

Европа: ад на юге, рай на севере

В Европе заболеваемость и смертность растут, несмотря на различные уровни заражения и разные стратегии выживания. Большинство стран опоздали с быстрым ответом и ввели карантин слишком поздно. В Италии и в Испании системы здравоохранения не могут справиться с количеством пациентов, и эпидемия, похоже, вышла из-под контроля.

Во Франции, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Голландии и других странах ситуация становится все хуже; так же и в Германии - несмотря на низкий уровень смертности на сегодняшний день.

Британия (и на ранних этапах, Германия), а также скандинавские страны вначале выбрали стратегию выживания, основанную на выработке коллективного иммунитета, то есть умеренное ограничение распространения среди населения в целом, с акцентом на защиту групп риска посредством карантина. В середине марта премьер-министр Борис Джонсон объявил об отказе от этой политики, а британский парламент закрылся, как минимум, на месяц. Однако Швеция, Дания и Нидерланды продолжают политику выработки коллективного иммунитета, не прибегая к режиму карантина и закрытия границ.

В странах ЕС коронавирус привел к очень разным политическим последствиям. В Ирландии ведущие партии согласились создать коалиционное правительство. В Бельгии переходное правительство получило широкие полномочия для борьбы с вирусом на шестимесячный срок. В Германии политические партии выразили готовность поддержать Ангелу Меркель.

В то же время в Венгрии премьер-министр Виктор Орбан воспользовался ситуацией, чтобы перейти к полномасштабному авторитарному правлению: опираясь на конституционное большинство своей партии, он приостановил работу парламента. В Эстонии, Латвии и Румынии правительства хотят использовать кризис для того, чтобы снять с себя обязательства, которые налагает на них Европейская конвенция по правам человека.

Соединенные Штаты: между отрицанием и перевыборами

Здесь на начальном этапе было характерно отсутствие согласованной стратегии. Сначала президент Дональд Трамп колебался с вводом жестких мер, но ввиду высоких показателей заболеваемости к концу марта администрация приняла решительные меры, несмотря на высокую экономическую цену. Конгресс одобрил «исторический» финансовый пакет в два триллиона долларов для восстановления экономики. Однако последствия кризиса могут очень затруднить президенту перевыборную кампанию.

Россия: остров стабильности?

По сравнению с Западом, Россия пытается демонстрировать относительное спокойствие. Число подтвержденных случаев, о которых сообщают, намного ниже, чем в других странах. Очевидно, власти выбрали политику сокрытия данных. В борьбе со вспышкой вируса Россия до сих пор принимала частичные меры.

Общественный транспорт продолжает работать, школы еще не закрыты и только в конце марта работники были отправлены в отпуск за счет работодателей.

Похоже, что в критические дни, вместо того, чтобы сдерживать распространение вируса, президент Владимир Путин и правительство были сосредоточены на голосовании по поправкам в конституции. И только в конце марта инициатива была отменена. В то же время российские СМИ подчеркивают кризис в Европе и США, представляя Россию как остров стабильности.

Израиль: Моссад и ШАБАК или стартап и хай-тек

Еврейское государство в плане стратегии демонстрирует смешанную модель, сочетая жесткость азиатских тигров с привкусом демократии. Изоляция Бней-Брака служит тому примером. Хотя армия и полиция установили блок-посты, но на полную блокаду власти не пошли. На фоне других популистов, вроде Трампа, Болсонару, Моди и Орбана Нетаниягу не так уж одиозен. Другой вопрос, что первоначальные громкие заявления о том, что «нация умных людей» подаст миру пример, первым создав вакцину или новые технологии борьбы с вирусом, оказались пустой бравадой. Инноваций пока не видно, а на переднем крае оказались привычные технологии спецслужб, применяющих традиционные методы слежки за подозрительными лицами, а также кражи и подкуп в борьбе за дефицитное медицинское оборудование. Тем не менее, стратегия Израиля приносит плоды, и темпы заражения остаются сравнительно низкими.

Все, что не убивает…

Сравнительный выборочный анализ стран и регионов, указывает на общую стратегию выживания, основанную на трех основных элементах. Первый - это политика изоляции (в разной степени) в попытке замедлить уровень заражения и предотвратить перегрузку системы здравоохранения. Эта политика включает в себя полное или частичное закрытие границ и различные меры социального дистанцирования, а также режим карантина.

Второй компонент - повышение готовности систем здравоохранения: увеличения бюджетов, создание специальных отделов и инфраструктуры для работы с больными; обширное тестирование; широкие эпидемиологические исследования.

Третий компонент - разработка крупных пакетов экономической помощи правительствами в ответ на внезапный экономический спад.

На этом фоне ряд исследователей приходит к выводу о более высокой эффективности автократических режимов по сравнению с демократическими. Многие эксперты заговорили об очередной гибели либерального Запада. На это Стивен Блокманс, руководитель отдела внешней политики ЕС в Центре европейских политических исследований ответил, перефразируя Ницше: «То, что не убивает Запад, делает нас сильнее».

В статье использованы данные Института исследований в сфере национальной безопасности Израиля и Центра европейских политических исследований.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке