Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авив
+29+20

Мнения

А
А

О реформе политической системы Израиля

После третьих досрочных выборов возникло почти всеобщее признание существования глубочайшего политического кризиса в Израиле.

18.03.2020
election_vibori_israel
Фото: zahav.ru

Безусловно, истоки этого кризиса возникли в 1948г. при создании государства Израиль. Осознавая все трудности становления нового государства, нельзя возлагать вину на политическую элиту того времени. К сожалению, не нашлось мудрых людей политически способных предусмотреть возможные последствия, а если бы даже нашлись таковые, то сделать это было невозможно. Это подтверждается тем, как обошлось большинство политической элиты с Жаботинским, отторгнув его из своей среды. Теперь же отступать некуда, поскольку на кону стоит проблема выживания, так что надо действовать решительно и быстро, несмотря на возможность мощного противодействия партийных интересантов.

Первая проблема политической системы Израиля - отсутствие одной из важнейших черт подлинной демократии: разделение властей (а не мантра - "единственная демократия на Ближнем Востоке"). Исполнительная власть не отделена от законодательной, которую Кнессет получил от народа. Кнессет создает исполнительную власть (правительство), которая принимает постановления зачастую нарушающие или даже меняющие суть законов. Из-за отсутствия действительного разделения исполнительной и законодательной властей наблюдается чрезмерное усиление судебной власти. Следовательно, другой путь реформы политической системы Израиля – законодательное решение реального разделения властей.

Второй проблемой политической системы Израиля - избирательная система. При этом надо исходить из того, что в обществе Израиля много секторов, поэтому голосование по спискам является возможным и, вероятно, - единственно правильным.

Прежде чем рассматривать пути решения указанных проблем следует отметить, что в демократическом государстве полномочия власти делегируются объектом-сувереном, которым является народ. Остальные объекты власти: парламент, правительство, суд. До появления интернета печать, в определенной степени (отражая мнение народа), могла быть составной частью власти (дополнительной), но с появлением интернета таковой не является. В дополнение функции печати осуществляются президентом, у которого нет властных полномочий.

При президентской форме правления представителем объектом - сувереном можно считать президента, избираемого всем народом (кроме его части лишенной избирательного права). В Израиле президента избирает Кнессет, так что президент представляет Кнессет. Поэтому в настоящее время основные функции президента – представительские. Во много секторальном обществе целесообразно президента избирать всенародно и расширить его функции для выражения арбитражного мнения от имени народа. При этом надо подчинить ему контрольные органы (как , например, службу госконтроля). В частности, предоставления на референдум мнений, имеющих важное значение для народа, в том числе в формировании судебной системы, наряду со всеми властями, обращения к судебной власти по поводу конфликтов интересов (не выполнения законов и обещания властей, законодательных предложений и пр.). Всенародно избранный Президент должен быть беспартийным (по крайней мере временно). Как впрочем и Спикер кнессета.

Проблема разделения властей связана с необходимостью разрешения конфликтов, возникающих между различными ветвями власти. Судебная власть должна быть арбитром между законодательной и исполнительной властью. К ней могут обратиться за арбитражем сторонники конфликта, а также президент от имени представляемого им народа. В то же время судебная власть не должна самостоятельно вмешиваться в права других властей. В настоящее время из-за неразделимости судебная власть не может в полной мере выполнять свои функции и может проявлять судебную активность. Таким образом, первая обязанность народа – потребовать разделение законодательной и исполнительной властей. Такой прецедент имеется, а именно, Норвежский закон, когда назначение депутата парламента министром автоматически выводит его из состава парламента и замещает его новым депутатом из соответствующей партии. Такие прецеденты на добровольной основе в деятельности Кнессета уже были (Либерман, Арье Дери). Так что база для принятия Кнессетом Норвежского закона уже имеется. Норвежский закон должен также распространяться и на премьер-министра. В формировании судебной власти кроме профессионального сообщества, законодательной и исполнительной власти должен принимать участие и всенародно избранный президент.

На случай возникновения коалиционного кризиса, что невозможно исключить, надо предоставить право президенту создание временного (1-1,5года) кабинета технократов и обязать Кнессет выбрать кандидата (не депутата Кнессета) на пост временного премьер-министра. Это позволит как минимум стабилизировать временно экономическую ситуацию и предоставит возможность создать коалицию и тогда избежать новых выборов.

В реформе избирательной системы надо исходить из того, что в обществе Израиля много секторов, поэтому голосование по спискам является единственно правильным, но оно нуждается в определенной корректировке. К выборам Центральная избирательная комиссия (ЦИК) должна допускать только те партии, которые имеют минимальную разумную численность (например, 1000 человек), определенным образом организованы и функционируют некоторое минимальное время до выборов (например, 1 год) и платят постоянные организационные сборы для обеспечения прав партий со стороны ЦИК. Прежде всего, надо иметь в виду, что выборами реализуется передача избирателями властных полномочий избранникам (депутатам). Основные цели при этом - максимальное обеспечение интересов избирателей, а также ограничение произвола и злоупотребления властью. Чтобы достичь этих целей, избранники должны обладать необходимыми свойствами в этической, интеллектуальной, профессиональной сфере и психологическими предпосылками к такому роду деятельности. Поэтому списки, создаваемые партиями, должны быть поддержаны избирателями. Сейчас же партийные списки определяются партийными органами и зачастую в более значительной мере интересантами-партийцами, чем интересами избирателей. При сегодняшних технических возможностях (например, с помощью интернета) по спискам всех партий, допущенных к выборам, можно за весьма короткое время узнать мнение населения Израиля и откорректировать предлагаемые на выборы списки.

Один из аспектов избирательной системы как раз соответствует возникшему в настоящее время кризису состояния политической системы. Имеется разница между правами человека и гражданина. Права человека признаются всеобщими и неотъемлемыми, а гражданина - конституционными, т.е. регулируемыми конституцией страны. Тем самым избирательное право является внутренним делом суверенного государства. Поэтому допустимым и целесообразным является введение ценза, который может быть назван трудовым цензом. Согласно такому цензу права избирать власть получают граждане платящие налоги в бюджет государства (хотя бы в течение определенного срока до выборов), а также другие категории граждан (неработающие учащиеся до определенного возраста, один из родителей, воспитывающий детей и т.п.). Избирательного права лишаются граждане, постоянно живущие на социальном пособии. Тем не менее, все законно-послушные граждане могут стать депутатами (в том числе и пенсионеры).

Такое конституционное положение не приводит к противоречию между правами человека и правами гражданина. В действительности кажущееся неравноправие граждан защищает личные права человека в частности на свободу выбора социального статуса и право самовыражения. Вместе с тем понятны преимущества введения трудового ценза. Не ограничивая права человека, введение такого ценза побуждает человека занять боле активную жизненную позицию, а обладателей избирательного права - более сознательно подходить к его использованию. Понятно, что есть значительные правовые трудности при введении ценза труженика, однако современный уровень информационных технологий делает реализуемой техническую сторону его введения. Психологически понятно, что пенсионеры в прошлом обладали правами гражданина и принимали активное участие в достижении того уровня, которое достигло государство; поэтому материальное обеспечение пенсионеров должно быть конституционно закреплено. Но власть, распределяющая бюджет страны, должна избираться теми, кто и создает этот бюджет и будущее страны. В конституционном праве (устанавливаемые конституцией или избирательным законом) условия для получения или осуществления гражданином избирательного права такая избирательная норма может быть введена без нарушения прав человека. Введение трудового ценза приведет к справедливому представительству различных секторов Израиля. При этом, как отмечалось ранее, все граждане без исключения имеют право избирать президента.

Нет другого пути, как решать эту проблему народу Израиля! А это возможно только путем прямого всенародного референдума. К сожалению, в Израиле закона мало эффективен и требует значительного улучшения, тем более, что технически это просто осуществить, используя интернет в достаточно короткие сроки. Поскольку в настоящее время закона о референдуме малоэффективен, действующий президент имеет моральное право обратиться к народу (на что нет законодательного запрета) о выражении мнения об улучшении закона о референдуме в Израиле.

Решение означенных проблем возможно постепенно путем всенародного референдума на уровне обсуждения и принятия конституционного закона или путем внесения последовательности законодательных поправок на основе их приоритетности.

Источник: zahav.ru

Читайте также