Читайте также
«Угрожали мне. Угрожали моей жене и моей дочери - оскорбляли по телефону. Обругали моего дядю, старого человека, проклинали всю мою семью Шлиан - за то, что я иду этой дорогой. Но я никого не боюсь. Мне говорят - «оставь это!» Но я не оставлю. Мне важно наше будущее, то, как будут жить здесь мои внуки. За это я сражаюсь, ради них я готов умереть».
Бшара Шлиан - капитан торгового судна. Председатель партии, главная цель которой заключена в самом ее названии: «Единение и партнерство» («Ихуд ха-Брит ве-ха-Шутафут»). Он - христианин, на втором и третьем местах мусульмане, в том числе бедуин из Негева. На пятом - русскоязычный еврей… Но голосов избирателей этот список почти не получил. Почему?
- Без денег и рекламы электоральный барьер не преодолеть, - отвечает он в интервью «Деталям». - Мне говорят: «Если мы пойдем за тобой, то спалим голоса, ведь нет уверенности, что ты пройдешь в кнессет!» Арабы боятся потерять вообще какое-либо представительство - и потому идут за «Объединенным списком», который не представляет многих из нас. Арабов Израиля подталкивают к такому голосованию грубые публикации, расистские выпады, то, что говорит глава правительства: все арабы убивают нас... Столько глупостей говорили про всех арабов! Это далеко перешло рамки демократического процесса, даже по форме.
Если бы я получил 4 мандата, кто посмел бы сказать, от премьера до депутатов, что нам не место правительстве? И тут есть нечто очень важное: ведь любая партия при регистрации обязуется выступать за еврейское и демократическое государство. Так гласит закон, в очень ясной форме. И против террора - это тоже ясно. Не регистрируют ни партию, ни кандидата, который с этим не согласен. Так если вы пошли [в политику] в соответствии с этим параграфом, почему же сейчас, став депутатами кнессета, вы говорите: «Я против еврейского государства, я не войду в его правительство?»
- Но «Объединенный список», состоящий из 4-х партий разной степени радикальности, пользуется поддержкой 50-60 процентов арабов - судя по явке на избирательные участки. Разве отсутствие альтернативы не показатель того, что партии, входящие в «Объединенный список», отражают весь спектр мнений арабского сектора?
- Думать так - это очень грубая ошибка! «Объединенный список» не представляет всех арабов. Это - четыре партии, которые блокируют правильное направление! Около 40 процентов их избирателей вообще не верят в путь, предложенный ими, но говорят «Ну и ладно, проголосуем за них, не выбрасывать же голоса!»
Язбак и другие представляют тех, кто «анти». Арабам неважно, кто сидит в кнессете, но важно работать и жить, поверьте мне. Жить спокойно, в безопасности, без насилия, чтобы были и пенсия, и больницы... Ведь многого не хватает, и многое можно сделать без споров об Иерусалиме, Западном береге или Газе. В сфере ежедневных потребностей населения.
«Объединенный список» - это мафия, именно так - мафия партий, у которых есть и силы, и деньги. Они правят бал [в арабском секторе]. Уже несколько арабских партий пытались пройти в кнессет - и не преуспели, потому что у них нет ни финансирования, ни должной инфраструктуры.
- Может быть, вам и другим не удается найти спонсора, потому что «Объединенный список» просто блокирует такие возможности?
- Он правит людьми. Людей не интересуют выборы - интересует спокойная жизнь. Но в день выборов всем правят деньги и страх. Поэтому на месте другого гражданина я тоже пошел бы за ними.
- Чего бояться?
- А вы разве не видите, каков уровень насилия в арабском секторе? Его масштабы ужасны. Даже бизнес не открыть «без бакшиша», вы же это знаете.
На последних выборах мне было положено 7 минут телеэфира и 17 минут эфирного времени на радио. Я написал, какие у нас буквы, в "Фейсбуке"… Вот вы обратились сейчас, чтобы выслушать нашу позицию, и это хорошо. Но в общем я без денег, без помощников, без людей, которые работают, не могу ничего сделать, - говорит Бшара Шлиан.
Часть из 120 тысяч арабов-христиан голосуют за «Объединенный список», другие выборы игнорируют. Попытки создать и укрепить арабскую партию, лояльную израильскому государству, предпринимались и раньше, но успехом по сей день не увенчались.
В 2019 году в выборах принимала участие партия «Надежда на перемены». Как сказал в интервью «Деталям» один из ее создателей, Абдул-Рахман аль-Рахман, «Объединенный список» отвернулся от избирателя, который привел его в кнессет, и занимался проблемами Абу-Мазена и Сирии. Трудно найти кого-либо, кто нанес больший ущерб израильским арабам - особенно тем, кто настроен интегрироваться в израильское общество».
Бшара Шлиан занялся общественной деятельностью в 2013 году, и каждое его начинание имело резонанс. Он создал НПО «Флаги союза», одной из целей которых было содействие мобилизации молодых христиан на альтернативную службу. Он же хотел воздвигнуть в библейском Назарете огромную статую Иисуса Христа - по аналогии с бразильской. За это его подвергли остракизму и мусульмане, и евреи.
- Когда я оказываюсь в Рио де-Жанейро, я вижу там статую Иисуса из Назарета. Миллиарды верят в него - так почему бы не поставить статую и здесь? Но меня обвинили в расизме. Даже не спрашивайте, что писали обо мне в интернете… Будто я хочу отдать христианам Святую землю, и поганю Эрец-Исраэль… Я читал и не верил глазам, - говорит Шлиан. - Я капитан торгового судна, бывал в разных странах и видел их прогресс, а в нашей вижу бедлам и ненависть. И арабов-[политиков], которые десятилетиями только и говорят, не добившись никаких результатов.
В Назарете между христианами и мусульманами ненависть выросла, я стал чуть ли не врагом в Назарате. Я уважаю все религии, а нападаю на религиозных шовинистов, неважно, кто они - шейхи или раввины. Не на религии, конечно. Но я против тех, кто хочет религиозное государство, и повторяю вновь и вновь: это еврейское и демократическое государство, таким оно и должно быть.
Многие возмущались: «Да кто ты такой, чтобы говорить от имени всех христиан?» И я отвечал: "Нет, я говорю от имени тех, кто идет со мной. Я зову тех, кто хочет служить в армии и интегрироваться в нашей стране. Это - наша страна! Проблемы Иерусалима, Западного берега и так далее - это другое, но давайте прежде всего научимся жить вместе. Но каждый раз, когда я пытался поднять какой-то вопрос, мне говорили - присоединись к той или иной партии. И тогда я понял, что пока ты не в политике - ты не сдвинешься с места. Поэтому я основал партию и пошел на выборы - без опыта, без денег, без ничего...
Объясняя свои мотивы, Бшара Шлиан привел пример: «У меня на судне все равны. За один стол садятся еврей, который не ест свинины, русский, который ее ест, и индиец, который не ест говядины. А судовой повар для каждого готовит его блюдо. Каждый работает на своем месте, и все спокойно. Однажды я сказал: почему мы не можем в стране жить так же, как на этом корабле? И начал претворять это в жизнь. Ведь мы все - дети Авраама, так давайте жить вместе!»
А на вопрос об опасности выбранного им пути он повторяет: «Мне 65 лет, кого мне бояться? Есть Всевышний, это моя вера. Но страх - это политика. Тебя заставляют бояться, и если ты поддаешься… Например, какой же бизнесмен присоединится ко мне, если это будет угрожать его бизнесу потерей клиентов и расходами? Поэтому мне даже не так важно, что я не пройду в кнессет. Важнее - распространить это послание».