Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Парадоксы израильского образования

Многое, даже чересчур многое в Израиле вызывает удивление. А у человека, не верящего в чудеса, так и просто оторопь. Но самое сильное впечатление оставляет знакомство с израильским образованием.

19.06.2012
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".

Многое, даже чересчур многое в Израиле вызывает удивление. А у человека, не верящего в чудеса, так и просто оторопь. Но самое сильное впечатление оставляет знакомство с израильским образованием. Знающих же систему изнутри – иной раз доводит до шока.

Для того, чтобы придать размышлениям о школе солидность, навести научный лоск, сравним ее странности с парадоксами теории относительности.

Сравнение, конечно, натянутое – зато наглядное.

Первый парадокс Эйнштейна известен как парадокс близнецов. В космос со скоростью света улетает один близнец – второй остается на Земле. Вернувшись, окажется, что космонавт-близнец моложе своего брата.

Тот же мысленный эксперимент проделаем с израильскими близнецами. Одного близнеца поместим в естественную среду, в обычную израильскую школу. Другого - в университетский кампус, то есть второй попадет в иную инерционную систему. Отметим – будут ли различаться характеристики наших близнецов в зависимости от среды обитания.

Система израильского школьного образования занимает лишь 64-ю строку в мировом рейтинге.

Школьник, если судить по прессе, выказывает явные признаки деградации: ленивый, похотливый, заурядный, подверженный приступам агрессии, местами даже смахивающий на клиента психушки.

Для доказательства приведем статистику.

По итогам комплексного рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) за прошлый год Израиль занял совсем неплохую позицию – 22 место. Поднявшись на две строчки по сравнению с прошлым годом.

Есть показатели, которые поднимают рейтинг: 1 место за контролем над инфляцией, 2 место – венчурный капитал, 4 место – по количеству патентов, 5 место – по уровню защищенности инвесторов, 6 – по инновационным мощностям.

Но есть показатели, которые тянут нас назад. Среди них, естественно, школьные рейтинги. Самый низкий показатель "расходы бизнеса в связи с террористическими угрозами" - 124 место, 121 место – "соотношение гос. долга и ВВП; 107 место - "кол-во дней на открытие бизнеса", 79 место – по уровню преподавания математики и 64 - система школьного образования.

Подойдем с другой стороны и посмотрим на результаты школьников, рассчитанные по международным программам, так называемый рейтинг PISA. Международное сопоставление результатов проводится каждые три года. В 2010 году были опубликованы данные, которыми мы воспользуемся. Из приведенных в таблице 50 мест Израиль занимает соответственно 37 место по чтению и пониманию прочитанного, 42 место - по математике и 42 - по естественным наукам.

Мало нам отвратительных показателей, связанных с учебой, так еще свалились на голову новые данные о количестве бездельников. Согласно данным OECD (Организации экономического сотрудничества), "до 30% израильтян в возрасте 15-24 лет не учатся, не работают и не проходят курсы профессиональной подготовки".

Самое неприятное: рейтинги Израиля в сфере образования имеют стойкую тенденцию к постоянному падению.

В целом же, из 48 стран с развитой экономикой и образованием, Израиль находится на 19-м месте в академическом рейтинге.

Теперь представим себе того самого среднестатистического ленивого и приглуповатого израильского школьника, но повзрослевшего и севшего на студенческую скамью. Также как и в парадоксе Эйнштейна вернувшийся близнец оказывается моложе, чем его брат - так и израильский близнец-студент оказывается почему-то умнее, чем его брат, школьник.

Неожиданно по многим показателям он показывает лучшие результаты, активно участвует в общественном движении, является новатором в передовых технологиях, патентует открытия и продвигает их на рынок.

По итоговым показателям того же рейтинга конкурентоспособности (ВЭФ) по уровню системы высшего образования Израиль занял 48-ю строку, то есть оказался на голову выше школьного. Не считая того, что по таким показателям, как качество научно-исследовательских институтов – 1 место; доступность научного персонала и расходы частного сектора на научные исследования – вошел в лидирующую десятку.

По данным другого академического рейтинга высшего образования Universitas 21, опубликованном недавно, Израиль подтвердил высокий уровень высшего образования и занял 19 место. В список вошли ведущие вузы, в том числе университеты США, Канады, Австралии и Европы. Оценивались они по 20 критериям. По числу работающих по специальности людей с высшим образованием Израиль занял здесь почетное третье место. Общий вывод: "...израильская система высшего образования не идеальна, но отвечает стандарту, принятому в развитых странах".

"Согласно опубликованным данным расходы на израильского школьника на 30% ниже аналогичного показателя в других развитых странах".

И последний парадокс – самый парадоксальный, абсурдный и невозможный из всех. Это парадокс всей системы школьного образования.

Кто только не ругал ее, кто жестко не критиковал? Сколько ушатов грязи на ее, несчастную, вылили, какие только грехи ей не приписывали!

Методики преподавания устарели, подготовка учителей не на уровне, несгибаемый профсоюз учителей всех раздражает, реформы не доводятся до конца, профессионализм учителей под вопросом. А уж о качестве преподавания и говорить стыдно – рейтинги падают в бездну.

Накипело и у самих учителей по отношению к родной системе. Ведь изнутри лучше видны все недостатки. Возьмем для примера высказывания начальника Отдела знаний профсоюза учителей Бориса Манора:

" ... По данным статистики в школах средней и высшей ступени не хватает 8000 учителей! Как результат – катастрофическая "переполненность" в классах: 34 ученика в среднем израильском классе и 23 - за рубежом...

Еще один яркий показатель плачевного состояния нашей системы просвещения – доходы израильских учителей по сравнению с их коллегами в развитых странах. Зарплата начинающего учителя в нашей стране на 44.2% меньше, чем у его коллеги за рубежом, зарплата учителя с 15-летним стажем составляет лишь половину зарплаты преподавателя с таким же стажем в других странах ОЭСР. Продолжать можно до бесконечности…"

- Ну и что же здесь парадоксального? – скажите вы.

Просто плохая школа, не отвечающая современным требованиям, не способная ответить на запросы времени.

И после всех недостатков израильской школы, что мы видим на выходе? Несмотря ни что, по большому счету, израильской школе не приходится краснеть за своих выпускников.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке