Читайте также
На последних выборах, когда "Ликуд" и НДИ сражались за "русские голоса", партия "Кахоль-Лаван" смогла использовать протесты эфиопской общины, голосовавшей, как правило, прежде за правые партии и ШАС. Однако на этот раз выходцы из Эфиопии были обижены на "Ликуд" и пошли за "бело-голубыми". Депутат Кнессета Пнина Тамано-Шита объяснила: "Представители нашей общины, голосовавшей за "Кахоль-Лаван", хотят, чтобы у них были реальные представители в Кнессете, способные защищать их права и интересы. К сожалению, в других партиях – "Ликуде", "Аводе" и МЕРЕЦ – у нас нет таких представителей".
Мы в Израиле не раз видели протестные движения, которые привели к серьезным изменениям на политической арене страны. В первые десятилетия после создания Израиля, страну сотрясали массовые протесты против дискриминации выходцев из арабских стран. Сегодня мало кто об этом помнит, но в 1959 году Израиль потрясли события в Вади-Салибе. В 70-х годах страна столкнулась с массовыми протестами "черных пантер" против правящей партии МАПАЙ ("Авода"). Недовольство выходцев из мусульманских стран стало одной из ведущих причин, по которой произошел "переворот" 1977 года, когда к власти впервые в истории страны пришел "Ликуд" во главе с Менахемом Бегином.
В 90-х годах в страну репатриировался почти миллион человек из бывшего Советского Союза. Подавляющее большинство из них в той или иной форме столкнулись с дискриминацией, унижениями и разочарованием. Спорадически вспыхивавшие демонстрации протеста репатриантов распространялись по всей стране. Люди жаждали отомстить власти за свои беды, и в 1992 году 48.1% "русских" проголосовали за партию "Авода", приведя к власти Ицхака Рабина. "Авода" обещала им государственное жилье и "машканту" на льготных условиях. Однако очень быстро выяснилось, что надежды эти были напрасны, и "русские" вновь проголосовали за "Ликуд" во главе с Биньямином Нетаниягу, обещавшим всем "работу по специальности". Как и следовали ожидать, "работу по специальности" нашли только 23%, и на следующих выборах, в 1999 году разочарованные репатрианты поддержали "гражданскую революцию" Эхуда Барака. С тех пор мало что изменилось.
На "русской улице" сложилось устойчивое мнение, что ни один политик не выполняет данные им обещания и все только стремятся использовать их в своих интересах. А раз так, то нет смысла оставаться лояльным какой-либо партии или политику.
В 2011 году вспыхнуло массовое протестное движение молодежи, требовавшей решения жилищной проблемы. Организаторы протестов создали палаточные городки и провели массовые демонстрации, которых до сих пор не знал Израиль. Они шли под лозунгами "Народ требует социальной справедливости" и "Мы хотим справедливости, а не подачек". Чтобы успокоить негодующую молодежь, Нетаниягу распорядился о создании комиссии профессора Трахтенберга.
В 2012 году исследовательским институтом "Диалог" был опубликован опрос, согласно которому 69% не удовлетворены решениями правительства и поддерживают возобновление протестов. За это высказывались представители самых разных слоев населения: ультраортодоксы – 57%, светское население – 79%. Но среди выходцев из бывшего СССР данная цифра составляла всего 52%. Это свидетельствовало о глубоком разочаровании "русской улицы", не верившей, что протесты в принципе способны что-либо изменить. На волне всеобщего недовольства возникшая партия "Еш атид" Яира Лапида получила 19 мандатов.
Сегодня мы стоим на пороге уже третьих в этом году выборов. Результаты почти наверняка будут те же, и мы вновь обнаружим себя в политическом тупике. Мы по-прежнему задаем себе вопрос: почему мы должны вновь идти к избирательным урнам и за кого голосовать? Может ли в этой ситуации возникнуть новое протестное движение, которое кардинально изменит политическую карту страны, разрушив все предсказания экспертов? Мы, как и раньше, видим множество тремпистов, льющих помои друг на друга и раздающих направо и налево обещания, которые они заведомо не собираются выполнять. Но не видим людей, стремящихся и готовых что-либо сделать…