Читайте также
- Названо имя адвоката, который обманывал русскоязычных пенсионеров
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
Ряд высших командиров израильской армии, которые по окончании военной службы превратились в политиков, страдают, по всей видимости, "синдромом одностороннего отступления". Возможно, речь идет об особом типе армейского мышления: давайте покончим со всем этим. Сделаем что-нибудь. Сделаем все, что угодно. Верно: в некоторых случаях, когда стоит задача сократить потенциальные потери, подобная стратегия может быть верна. Однако чаще всего речь идет об ошибочной методике.
Два выдающихся военачальника страдали этим синдромом. Одним из них был Ариэль Шарон, который решил оставить в одностороннем порядке Гуш-Катиф и изгнать из своих домов 8 тысяч израильских граждан. Шарон рассчитывал на то, что подобный шаг улучшит положение страны в сфере безопасности и придаст импульс мирному процессу. Вторым был министр обороны Эхуд Барак, который считается ревностным сторонником стратегии одностороннего отступления. Барак полагает, что подобным образом можно решить все наши проблемы. Или задержать "политическое цунами", которое, по его мнению, угрожает Израилю.
Свою теорию ему удалось реализовать на практике в 2000 году. Тогда Барак, занимая пост премьер-министра, в одностороннем порядке вывел ЦАХАЛ из зоны безопасности в Южном Ливане, оставив своих союзников, южно-ливанскую армию ЦАДАЛ, один на один с боевиками Хизбаллы. Барак полагал, что этот шаг будет способствовать превращению Хизбаллы из терористической организации в обычную ливанскую политическую партию. В качестве таковой, считал Барак, Хизбалла прекратит террор против Израиля. По мнению тогдашнего главы правительства, защищать страну, отступив к международно признанным границам, станет легче. Однако замечательная теория практикой подтверждена не была.
Ошибка, совершенная Бараком, не оказала на него никакого воздействия. Он по-прежнему остается приверженцем стратегии одностороннего отступления. Барак настаивал на передаче Сирии Голанского плато – это, на его взгляд, должно было охладить террористический пыл Хизбалла. Сегодня мы можем смело скзазать, что всем нам невероятно повезло. Сделка с режимом Асада не была реализована. Парадигма "мир в обмен не территории" доказала свою несостоятельность. Подобным обменом невозможно остановить террор.
Хизбалла торжествовала "победу", когда израильская армия покидала Южный Ливан. Отступление ЦАХАЛа укрепило позиции шиитской группировки. Хизбалла создала колоссальный арсенал ракет, которыми велся обстрел мирных израильских граждан в июле и августе 2006 года. Таков был прямой результат израильского одностороннего отступления. Сегодня количество ракет, находящихся в распоряжении Хизбаллы, в несколько раз больше, чем во время Второй Ливанской войны. Ныне под угрозой находится не только север страны, а вся территория Израиля. Нам хотелось бы верить, что мы способны предотвратить обстрел нашей территории. Однако в реальности нам приходится тратить колоссальные средства в целях подготовки гражданского населения Если этот ракетный арсенал не будет уничтожен, он будет использован против израильских граждан в любое время, когда Иран или Хизбалла сочтут необходимым сделать это.
И тем не менее Барак не в состоянии излечиться от синдрома одностороннего отступления. Теперь он предлагает взвесить возможность одностороннего ухода из Иудеи и Самарии. Этот шаг приведет к тому, что жители израильского центра будут находится в радиусе запуска ракет "касам".
В течение последних десятилетий была предана забвению стратегическая доктрина Бен-Гуриона, который считал высшей национальной ценностью безопасность гражданского населения. Вначале были оставлены на произвол судьбы живущие в районе ливанской границы, затем - в населенных пунктах, расположенных рядом с сектором Газы. А затем в зоне постоянной фронтовой опасности оказался весь юг страны. Теперь, в случае атаки на Израиль, в опасности находятся все граждане государства.
Моше Аренс, "Гаарец"