Читайте также
Почему израильских водителей заставляют платить за парковку, которой нет и никогда не будетНет в Израиле чиновника более важного и угрюмого, чем муниципальный инспектор, расставляющий штрафы под автомобильные дворники. По степени собственной значимости с ним поспорить могут разве что ресторанные швейцары и железнодорожные кондукторы. Но последние промышляют только на ограниченной территории, а посему опасности для широкой общественности не представляют.Муниципальный инспектор, вышедший на большую дорогу, подобен богочеловеку, который нисколько не сомневается, что справедливость в наш грешный мир можно принести лишь путем невыносимых страданий. Он жаждет добычи, как таежный охотник, а каждый выписанный штраф приносит ему такое удовлетворение, будто он одновременно снял главный приз в “Лото” и платье с королевы красоты.Инспектор при исполнении не знает ни жалости, ни сострадания. Он лишен всех чувств, кроме чувства долга, обостренного до бюрократического инстинкта. Он движется в потоке машин, словно делает им одолжение. Он вершит самосуд и тут же приводит его в исполнение. Он бог, царь и герой в одной упаковке, прошитой сине-белыми и красно-желтыми линиями.Муниципальный инспектор все знает и его знают все. Жены пугают им нерадивых мужей, а отцы – сыновей-акселератов. Потому что инспектор вездесущ, беспощаден, не знает усталости и никому не дает покоя. Ни степенному человеку, ни вольной птице, если таковая вольнодумно нарушит правила парковки.Кстати, о птицах. В греческом городе Патрас попугай Коко был оштрафован муниципальным инспектором на 444 евро за то, что жердь, на которой восседает птица, привлекая посетителей в местный зоомагазин, расположена на платной стоянке и, по мнению чиновника, “находится там незаконно и мешает движению машин”.
Хотя Коко находится на этом месте уже 18 лет, штраф за неправильную парковку был выписан только сейчас. Владелец попугая и самого зоомагазина Ламброс Михалопулос попытался было оспорить данное решение, но ничего ему не помогло. Нарушение инструкции “имело место быть”, а, следовательно, спорить тут нечего.Израиль, конечно, не Греция, но и у нас обезопасить себя от карающей руки инспекторов почти невозможно. А посему наиболее предприимчивые граждане, доведенные до отчаяния катастрофической нехваткой парковочных мест и высокими ценами на общественных стоянках, идут на совершенно невероятные ухищрения, чтобы оградить себя от штрафов.Так, жители Тель-Авива перекрашивают красно-белую разметку тротуаров в сине-белую, тем самым вводя в заблуждение инспекторов. Особенно популярно это художественное решение парковочной проблемы в густонаселенных районах.Между прочим, раскрашивают тротуары не только автомобилисты. Владельцы частных домом и жители первых этажей нередко пользуются красной краской для того, чтобы соседи и заезжие гости не парковали машины под их окнами. Самые же активные горожане выкорчевывают дорожные знаки, запрещающие парковку или требующие плату за таковую. Другие наоборот вывешивают знаки, превращая тротуар возле дома в частную стоянку.Столь вопиющая ситуация с парковочными местами, разумеется, не могла остаться без внимания народных избранников. И вот некоторое время назад кнессет с редким единодушием и энтузиазмом утвердил законопроект депутата Моше Кахлона (Ликуд), который предлагает самое неординарное решение неразрешимой проблемы.Как человек государственный и привыкший мыслить глобальными категориями, Кахлон, ныне ведающий в правительстве сразу двумя министерствами - соцобеспечения и связи, исходил из классической формулы: раз штрафы существуют – значит их надо платить. С другой стороны, как человек близкий к народу и не чуждый его (народа) чаяниям, он пришел к закономерному выводу, что платить меньше – гораздо приятнее, чем больше.В итоге был рожден документ, позволяющий снизить на 50% сумму штрафа за неправильную парковку при условии, что таковой будет оплачен в течение двух недель по его (штрафа) получению.При этом действие нового закона ограничили лишь крупными городами центра страны, где наблюдается серьезный дефицит парковочных мест. Вот только штрафы, выписанные за парковку на тротуаре, перекрестках, мостах и прочих неблагополучных (с точки зрения полиции) местах, все равно придется оплачивать полностью. Потому что депутат озабочен соблюдением фискальной дисциплины и не намерен поощрять нарушения ПДД.Если помните, в израильской прессе закон Кахлона встретили с небывалым энтузиазмом. Никому, похоже, даже в голову не пришло, что документ этот по сути дела законодательно закрепляет то правило, при котором водителей можно и должно штрафовать за нарушения правил практически не существующей парковки. На 250, 100 шекелей или половину этой суммы (премия за оперативность) – не важно. Никакой альтернативы карательным мерам, судя по всему, законодатели не видят. Или просто не хотят утруждать себя умозаключениями в этом направлении.Представляя коллегам свою инициативу, депутат Кахлон подчеркнул, что ориентировался на Англию, где давно и успешно действует подобное законодательство. Я не поленился и полез в справочники, чтобы познакомиться с английской методой. И выяснил следующее.Запарковаться в деловых кварталах Лондона – задача не менее сложная, чем в центре Тель-Авиве или Иерусалима. Однако если водителю посчастливилось найти место, то ему не придется ломать голову, как оплатить парковку. На улицах стоят счетчики, которые снабжены информацией о том, сколько стоит парковка, как долго можно держать машину на этом месте, а также – когда парковка бесплатна (обычно после 18:30).Стоимость парковки определяется муниципальными органами, управляющими тридцатью тремя районами британской столицы. Она зависит не только от района, но нередко разнится даже на соседних улицах. Так, самая высокая стоимость парковки в Лондоне – 4 фунта в час (1 фунт – чуть менее 7 шекелей) – в центральных районах города и на популярных торговых улицах. В других районах стоимость парковки намного ниже, но не менее полутора фунтов в час. По вечерам и во время уик-энда парковка в центре Лондона бесплатна. (В отличие от центра Тель-Авива или Иерусалима, где эвакуаторы тягают машины на штрафплощадки круглые сутки.)Штрафы за нарушения правил парковки весьма ощутимы. Они варьируются в зависимости от района – от 40 до 100 фунтов. “Отхожим промыслом” и в Лондоне занимаются муниципальные инспекторы, а споры между ними и автомобилистами разбирает независимая организация – Служба жалоб на дорожные санкции.Но самое главное состоит в другом. Как признает лондонская пресса, парковка – огромный и очень доходный бизнес. Лишь один центральный лондонский район Вестминстер выписал в прошлом году 800 тысяч штрафов за неправильную парковку, заработав около 50 миллионов (!) фунтов. Всего же в Лондоне за прошлый год за нарушения правил парковки было выписано штрафов на сумму свыше 200 миллионов фунтов. Доходы от штрафов и парковок в Лондоне пополняют бюджеты районных администраций, которые, в свою очередь, часть этих поступлений перечисляют в бюджет лондонской мэрии.Если наших депутатов возбуждают многомиллионные суммы штрафов, взысканных и, возможно, уплаченных лондонскими водителями, то я вполне понимаю парламентский энтузиазм. Но меня, как законопослушного водителя, вынужденного каждый вечер наматывать лишние километры в поисках стоянки возле дома (а литр бензина, между прочим, сегодня уже почти 8 шекелей стоит), беспокоит все-таки другое. По какому праву муниципалитет, которому я исправно плачу налоги на благоустройство, штрафует меня за стоянку в неположенном месте, если положенного найти невозможно?Даже после триумфально объявленной стояночной реформы муниципальных парковок в Тель-Авиве (и не только в Тель-Авиве) крайне мало, а частники заламывают такие цены, что работать придется только на “ночевку” машины.Было время, когда водителям в Тель-Авиве разрешалось парковать машины на автобусных остановках в ночное время, по праздникам и субботам. Но Верховный суд отменил это правило (точно не помню, но, кажется, теперь это правило уже не действует; кто знает точно – подскажите), хотя, следуя здравой логике, автобусная остановка – не территориальное, а функциональное понятие. И когда автобусы не действуют, нет никакого смысла сохранять ее стерильность, особенно в ситуации, когда в городе катастрофически не хватает мест парковки.Но самое большое недоразумение – это сине-белая разметка, которая как бы позволяет водителям парковать машины в определенное время и за определенную плату. Однако когда и за какие деньги – можно только гадать. Никакой информации на этот счет не имеется, а автоматы, принимающие оплату за паркинг, в центре города мне лично встречать не доводилось.Понятно, что даже при полном устранении дефицита всегда найдутся желающие сэкономить пару шекелей на парковке или те, кто принципиально отказываются платить полученные штрафы. Но если равняться именно на таких водителей, то самое время выпустить льготный абонемент штрафника (заплати 9 штрафов – 10-й в подарок) или премировать особыми бонусами тех, кто платит штрафы кредитной карточкой (собрал 100 “звездочек” попользуйся один день платной стоянкой).Да мало ли какие идеи могут прийти в голову тем, кто полагает, будто уменьшением или увеличением штрафов можно волшебным образом разгрузить улицы городов от личного транспорта; построить подземные паркинги для свободного пользования в ночное время; покончить с дефицитом парковочных мест; оборудовать улицы автоматами для оплаты стоянки; создать достойную конкуренцию частникам, чтобы они не ломили непомерные цены…А если всего этого не будет, то муниципальный инспектор, как и прежде, будет гордо вышагивать по улицам городов, чиня самосуд и немедленно приводя его в действие. А нам, получив очередной штраф, придется сломя голову лететь в банк, чтобы там, умывшись слезами умиления, получить 50-процентную скидку и возблагодарить дорогих законников за все лучшее, чем мы обязаны депутатскому корпусу.