Пенсионное соглашение обернулось скандалом, который не могут решить ни в Москве, ни в Тель-Авиве.
Отголоски пертурбаций с российским пенсионным законодательством слышатся даже в Израиле. Недавно группа израильских пенсионеров подала иск в Высший суд справедливости. Они намерены судиться с правительством страны и Службой национального страхования. Причина - пенсионные выплаты. Это российские предпенсионеры молча проглотили, то, что в результате пенсионной реформы их лишили почти миллиона каждого, в Израиле старики пошли судиться. Они не собираются оплачивать пенсионную реформу в России.
Пенсионеры требуют справедливости
Самое интересное, что пенсионеры-истцы - это наши бывшие сограждане, в разное время репатриировавшиеся, как говорится, на историческую родину. Они получают российские пенсии, что вполне естественно, если учитывать, что большая часть их трудовой деятельности пришлась на то время, когда они были российскими гражданами и трудились в нашей стране, но никак не думали, что их коснется пенсионная реформа в России.
Как известно, бывшие российские и советские граждане сегодня составляют значительную часть населения Израиля. Некоторые из них в силу возраста получают российские пенсии и поэтому имеют самое, что ни на есть, прямое отношение к российской пенсионной системе.
Однако их права оказались урезанными после того, как был подписан интересный документ - протокол о порядке выплат российских пенсий израильтянам, которые репатриировались из РСФСР до февраля 1992 года. Это - дополнение к Договору о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который Российская Федерация и Израиль подписали в 2016 году.
Конечно, сотрудничество в сфере пенсионного обеспечения - дело хорошее: это все же наши старики, пусть и проживающие теперь в Израиле. Многие из них отдали годы и десятилетия своего труда нашей стране на самых разных направлениях. Но в результате непродуманных действий чиновников - и российских, и израильских, - их пенсионные права были урезаны. В чем же дело, что пожилым израильтянам пришлось идти в суд? Или их заставили раскошелиться после того, как в России объявили пенсионную реформу, а чем те старики хуже наших?
Адвокат Хавас Браве, которая представляет интересы истцов, говорит, что каждый из ее подопечных понесет ущерб в размере от 50 до 100 долларов в месяц. Для пенсионера, даже израильского, это - неплохие деньги. А если умножить на 12 месяцев? Получится уже 1000−1200 долларов. Пусть пожилые люди живут подольше, конечно, и тогда эту цифру можно умножать на 10, на 20, на 25 даже…
Читайте также
Как старики лишились по 100 долларов каждый
С нюансами запутанной системы получения пенсий россиянами, проживающими в Израиле, "Свободной прессе" помогла разобраться юрист Юлия Дымова.
"СП": - Юлия, как до заключения соглашения между двумя странами получали пенсии российские пенсионеры в Израиле?
- В Израиле российскую пенсию получают две категории пенсионеров. Первая категория - это люди, уехавшие в Израиль, уже будучи гражданами Российской Федерации. Вторая категория - те, кто уехал в Израиль с территории РСФСР, будучи еще гражданами Советского Союза. Естественно, что первая категория пенсионеров как граждане России имеет все права на российскую пенсию. Она, эта категория, до последнего времени получала ее по внутрироссийским расчетам, то есть - фиксированная часть и доплаты на накопленный стаж.
"СП": - Что изменило соглашение для пожилых людей?
- На первый взгляд, оно было направлено на улучшение положения той части пенсионеров, которые уехали из РСФСР. В самом деле, тридцать лет, скажем, человек работал на советских предприятиях, в НИИ, в сфере здравоохранения, потом репатриировался, и он также получил право на пенсию. Ведь эти пожилые люди в свое время вкладывали свои силы, время во благо советской экономики. (Впрочем, пенсионная реформа в России тоже проводилась под благовидным предлогом - улучшить жизнь стариков. Ред.)
"СП": - Но в чем же причина недовольства израильских пенсионеров?
- Осталась только пенсия, высчитанная за стаж. И получается, что те пенсионеры, что уезжали уже из России, лишились фиксированной части пенсии. Это, кстати, 5334 рубля 19 копеек, то есть примерно 100 долларов. Для сравнения - минимальная пенсия в Израиле составляет около 400 долларов. То есть, 100 долларов для израильтянина, особенно для пенсионера-репатрианта - это весьма существенная сумма. И естественно, что, не досчитываясь этих денег, пенсионеры почувствовали себя хуже, как и россияне после пенсионной реформы.
Власти пытались сделать лучше, но получилось как всегда
Ситуация, на самом деле, очень интересная. Если пенсионерам, чьи интересы представляет адвокат Хадас Браве, удастся выиграть дело, то соглашение будет отменено. Что за этим последует? Фиксированную сумму пенсий репатриантам из России восстановят, но зато их старшим товарищам, уезжавшим еще из СССР, не повезет - они не получат вообще никаких выплат.
Получается, что и российская, и израильская стороны соглашение не доработали, как вообще недоработанной оказалась пенсионная реформа в России. И в результате мы имеем недовольство одних пенсионеров и риск полного ущемления пенсионных прав других пенсионеров. А ведь всего-то стоило бы позаботиться, чтобы при заключении соглашения не затрагивались интересы пенсионеров - граждан России, а те, кто уезжал из РСФСР, получили бы свои полагающиеся надбавки за стаж в советское время.
Даже давно покинувшие Россию пенсионеры в итоге смогли оценить всю полноту безразличия властей к собственным персонам. И ладно Израиль, ведь многие из этих пенсионеров на него и не успели поработать, а Россия, на которую ушло по двадцать - сорок лет трудового стажа репатриантов?
Впрочем, Россия делает и много хорошего для репатриантов. Например, с 2020 года более 4500 ветеранов Советской Армии, проживающих в Израиле, будут получать пособие за службу в вооруженных силах. Правда, составит оно всего 100 долларов и с пенсией российских военных пенсионеров, которых тоже затронула пенсионная реформа, не сопоставимо.
Кстати, генеральный директор "Битуах леуми" Меир Шпигель признает, что многие люди, прибывшие в зрелом возрасте в Израиль, действительно лишились причитавшихся им в стране, откуда они прибыли, льгот, и сейчас задача государства - их вернуть. Есть надежда, что израильские старики свою правоту отстоят, в отличие от российских собратьев переживающих пенсионную реформу.