В течение последнего десятка лет Йосси следовал простой процедуре: вставал в 7 утра, молился и завтракал до 8, затем проводил 14 или более часов, изучая священные еврейские тексты, с перерывами на еду. Но с сентября Йосси заменил большую часть религиозной литературы учебниками по математике и программированию, работая над получением степени по информатике. Он надеется в конечном итоге устроиться на работу в израильские службы безопасности - возможно, даже в "Моссад", израильский эквивалент ЦРУ.
"Конечно, у меня есть мечты", - говорит 29-летний Йосси, чья фамилия не разглашалась по соображениям безопасности. "У меня есть цель - внести свой вклад в дело Израиля, и я смогу реализовать ее, защищая страну". Йосси участвует в программе под названием "Проект Пардес", целью которой является лучшая интеграция харедим (под таким наименованием ультраортодоксы известны на иврите) в экономику при сохранении их идентичности. Согласно еврейской традиции, священная обязанность человека - учиться, а для харедим это означает изучение древних текстов для установления более тесных отношений с Б-гом.
Ультраортодоксы составляют более 10% населения Израиля, но примерно половина мужчин посвящает свою жизнь изучению Торы, а жены работают, чтобы содержать семью. Правительство заявило, что хочет, чтобы к следующему году 63% мужчин - харедим трудоспособного возраста влились в состав работающих; маловероятно, что это произойдет, даже несмотря на то, что экономисты говорят, что в условиях замедления роста Израиль нуждается в большем вкладе от них. Согласно данным Израильского института демократии, если бы все мужчины - харедим были такими же продуктивными, как и другие израильтяне, экономика получала бы прирост более 5 миллиардов долларов в год.
"Эти люди гении, но у них нет возможностей", - говорит Моше Кахан, основатель "Пардес". "Мы пытаемся дать им то, чего они ждут с нетерпением". В течение многих лет Кахан, так же как и Йосси, изучал священные тексты, но в конечном итоге поступил в светский университет, получил степень доктора философии по семитским языкам. Вскоре он пришел к выводу, что тщательное изучение религиозных текстов ничем не отличается от анализа перехваченных разведданных в поисках улик, которые могли бы повысить безопасность Израиля. Пару лет назад он начал разработку проекта "Пардес", который стартовал в сентябре. Он привлек внимание главы "Моссада" Йосси Коэна, который стремится привлечь больше харедим в агентство. "Мы работаем над расширением социальных кругов, из которых происходят сотрудники "Моссада"", - сказал Коэн на конференции в июле, упомянув о проекте "Пардес". "Наше намерение состоит в том, чтобы интегрировать харедим в каждую часть организации".
Харедим уже давно изолированы от светского израильского общества. Примерно во время основания Израиля в 1948 году премьер-министр Давид Бен-Гурион предложил религиозным лидерам, чтобы заручиться их поддержкой, уступки, включая освобождение от призыва на военную службу для молодых людей в ешивах. В то время только 400 учеников имели право на освобождение, но в настоящее время около 30000 мужчин - харедим ежегодно пропускают военную службу. Харедим обычно живут в отдельных кварталах; в иерусалимском Меа Шеариме группы людей в темных шляпах, длинных черных пальто и с пейсами идут по улицам мимо знаков, предупреждающих о дресс-коде, и мальчики забрасывают камнями машины, которые осмелились въехать туда в шаббат. Они успешно провели кампанию по прекращению работы большей части общественного транспорта и бизнеса в Израиле с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, и они часто отвергают светские предметы, такие как естественные науки и английский язык в школах. Имея в среднем семь детей против чуть более двух для нерелигиозных израильских евреев, ультраортодоксы являются самой быстрорастущей демографической группой страны, которая к 2040 году будет составлять около пятой части населения.
Читайте также
Многие светские израильтяне возмущаются, что харедим уклоняются от службы в армии, субсидиями, которые они получают для своих многодетных семей и своих школ, а также их весомой ролью в религиозной и политической жизни. Последнее было подчеркнуто прошлой весной, когда попытка премьер-министра Биньямина Нетаниягу сформировать правительство с ультраортодоксальными союзниками потерпела крах из-за требований, чтобы в армии служило больше религиозных людей. После провальных выборов в сентябре страна остается в политическом тупике.
"Пардес" - одна из, по крайней мере, полдюжины программ, направленных на интеграцию харедим в общество, так как все больше ультраортодоксов ищут работу, а работодатели ищут неиспользованные кадровые резервы. Некоммерческий фонд "Кемах" предоставляет стипендии и услуги по трудоустройству харедим. Институт харедим по связям с общественностью, организация, которая исследует эту общину, в этом году начал программу по привлечению большего количества ультраортодоксальных женщин в технологические компании. Организация под названием "KamaTech" создала коворкинг для религиозных людей, с планировкой, похожей на коворкинги "WeWork"- но мужчины и женщины разделены, а кухня кошерная.
"Многие молодые харедим хотят иметь возможность стать частью рынка труда", - говорит основатель "KamaTech" Моше Фридман. Примерно 50 студентов " Пардеса" были отобраны из 2000 претендентов, которые заинтересовались программой по разным причинам: от желания найти работу, необходимости больше зарабатывать для своих семей и до желания внести свой вклад в безопасность Израиля. Сначала Йосси был не уверен, стоит ли ему отодвигать свои религиозные занятия, и даже если он хотел получить профессию, он не знал, какую область выбрать. Но, посоветовавшись со своим раввином, Йосси молился в течение часа на вершине горы Мерон в северном Израиле, где похоронен известный еврейский мудрец - мистик, и решил подписать контракт. "Некоторых это беспокоит", - говорит Йосси. "Но когда семью содержат только женщины, это не может быть совершенно устойчивой моделью. И мужчина тоже хочет внести свой вклад".
bloomberg.com