Почему с полок израильских супермаркетов исчезло сливочное масло? Кто в этом виноват? Сельхозпроизводители? Премьер-министр? Профсоюзы? Китай? Веганы? Или мы доим фейк-ньюс? Проблему расследует обозреватель Times of Israel Симона Вайнгласс.
В большом супермаркете сети «Шуферсаль» в центре Тель-Авива в минувшую среду сливочного масла не было вообще. Много маргарина. Есть датские спреды на основе масла Lurpak. Все это похоже на масло, но все же не является им.
Продавщица в отделе молочных продуктов, когда ее спросили насчет масла, пожала плечами: «У нас его нет». «Общенациональный дефицит, - сетует одна из покупательниц. - Из-за отсутствия масла я уже месяц ничего не пеку».
Менеджер магазина Идан Альперович подтверждает наличие проблемы: «Мы заказываем масло, а “Тнува” (крупнейшая израильская компания по производству молочных продуктов) привозит нам несколько коробок, которые разлетаются за пару часов».
Правда, менеджер оказался оптимистом. И у него есть объяснение неожиданного дефицита: «Надеюсь, теперь, после окончания еврейских праздников, люди вернутся к работе, и масло вновь появится на прилавках».
Повсюду в Тель-Авиве ситуация не лучше. В торговом центре «Сити-Маркет» на улице Ибн-Гвироль кассирша предложила спросить у “Тнувы”, почему они не производят масло в достаточном количестве. «Думаю, они делают это специально», - поделилась она своим мнением.
Успех нас ждал в соседнем супермаркете сети «Тив Таам». Здесь в продажи обнаружились два сорта сливочного масла: по 12,90 и 13,50 шекелей (3,65 и 3,82 доллара) за 200-граммовую пачку. Масло оказалось литовским и стоило почти вдвое дороже местного. Израильского же масла не было.
В Иерусалиме уже на протяжении нескольких недель ситуация ничем не лучше. Масла нет ни в мелких лавках, ни в огромных гипермаркетах. Нет ни израильского, ни импортного. Ни по двойной цене, ни по тройной.
Комментаторы в социальных сетях используют дефицит для политических обвинений сообразно собственным политическим пристрастиям. Блогер-либертарианец по имени Йони Блонди приходит к выводу, что во всем виноваты «протекционистские институты»: «Израильская ассоциация производителей и Гистадрут перекрывают кислород эффективным рыночным механизмам. Гистадрут вообще необходимо упразднить».
Настроенный против Нетаниягу пользователь Твиттера имеет другую точку зрения: «Уже несколько месяцев в супермаркетах нет сливочного масла, самого обычного масла. Скажите мне, в чем величие Нетаньяху как экономиста? Когда я готовлю тайскую еду, бывает сложно найти кафрский лайм, зеленую папайю или галангал. Но масло?..»
Некоторые комментаторы, говоря о дефиците, посматривают на восток. «“Тнува” экспортирует масло за границу, особенно в Китай!» - написал один из комментаторов на сайте «12 канала». «Биби продал полстраны китайцам!» - добавил другой. Оба комментатора намекают на тот факт, что контроль над “Тнувой”, крупнейшей продовольственной компанией Израиля, получил в 2014 году китайский государственный продовольственный конгломерат Bright Food. Во время заключения сделки бывший директор «Моссада» Эфраим Галеви предупреждал, что продажа может нарушить «продовольственную безопасность Израиля».
Другие интернет-комментаторы подчеркивают, что дефицит масла является следствием провала молочной промышленности, которая, по их мнению, славится жестоким обращением с животными. Сайт под названием Tivonews (Веганские новости) опубликовал статью о более раннем дефиците масла в январе под названием «Молочные продукты: начало конца?» «Чем раньше исчезнут молочные продукты, тем лучше для людей и животных», - последовал один из ответов.
Читайте также
Редакция Times of Israel связалась с представителями пищевой отрасли и соответствующих ведомств, чтобы выяснить, что происходит. Все согласились, что дефицит действительно существует. Но никто не согласился, что у дефицита всего одна причина.
Эвиатар Дотан, директор Ассоциации скотоводов Израиля, сказал, что местные производители выпускают меньше молока, потому что снизился спрос со стороны производителей молочных продуктов, крупнейшим из которых является «Тнува». «Тнува», по его словам, покупает 80 процентов всего молока, производимого в Израиле, для производства мягкого сыра, йогурта, сливочного масла и других продуктов.
Но почему «Тнува» и другие производители покупают меньше? Дотан объяснил, что вся молочная промышленность работает на основе «Закона о планировании рынка молока», который вступил в силу в 2011 году. Этот закон определяет, сколько молока будет производиться каждый год, устанавливает цену, которую производители молочных продуктов платят сельхозпроизводителям. Этот же закон контролирует цены, которые потребители платят в супермаркете. Несмотря на «запланированный» характер рынка, сказал он, такие производители, как «Тнува», могут серьезно повлиять при определении годовой квоты на молоко.
Но почему же молочный рынок столь жестко планируется? Согласно сайту Израильского совета молочной промышленности, некоммерческой организации, которой поручено планировать и координировать производство молочной продукции, государство решило, что в этой отрасли необходим контроль и нельзя отдавать ее на волю свободного рынка.
Во-первых, потому, что важно, чтобы «потребности молока и молочных продуктов в основном удовлетворялись местными производителями». Во-вторых, потому, что правительство хочет обеспечить средства для существования для кибуцев и мошавов, которые часто имеют стратегическое значение для обороны Израиля и расположены вдоль малонаселенных границ.
Дотан отмечает, что Управление по производству молочных продуктов прислушивается к таким производителям, как «Тнува», «Тара» и «Штраус», и пытается установить квоты на производство молока на основе того, какой, по словам этих производителей, у них будет спрос. Но производители, как мы знаем, в последнее время требуют меньше сырого молока. И Дотан, как он уже сказал нам, не знает причины этого.
Ури Вольман, представитель Департамента молочной промышленности, отказался указывать пальцем на «Тнуву», правительство или конечных производителей. По его словам, виноваты жаркая летняя погода и тенденции потребления продуктов питания: «Масло состоит из жирных фракций молока, а коровы производят меньше жирного молока летом, когда им жарко. “Тнува”, которая является почти эксклюзивным производителем масла в Израиле, получает меньше жирного молока для производства масла».
Вольман также назвал рост мировых цен на сливочное масло в качестве причины дефицита. По данным отраслевых источников, цены выросли с чуть более 2000 долларов за тонну в 2016 году до почти 4000 долларов за тонну сегодня. Вольман сказал, что Министерство экономики предвидит, что в этом году будет дефицит масла, и поэтому объявило два тендера, которые позволят импортерам ввозить масло без уплаты тарифов, как это обычно требуется. Но у импортеров было мало стимулов для импорта дорогого иностранного масла, когда они первоначально должны были продавать его по регулируемой цене 3,94 шекеля за 100 граммов, сказал он.
Министерство экономики в конечном итоге сняло это требование, но, видимо, слишком поздно, чтобы восполнить дефицит.
Вольман также сказал, что в последние годы сливочное масло стало более популярным среди израильских потребителей по причине глобальной моды на натуральные продукты: «Во всем мире и в Израиле в том числе существует тенденция употреблять больше масла, меньше маргарина и транс-жиров. Вы видите, что сейчас многие пекарни делают бурекас на масле вместо маргарина. Исследования показывают, что на самом деле масло не так вредно для здоровья, как считалось ранее».
Представитель «Тнувы» Элиад Блашковски обвиняет правительство и настаивает, что его компания делает все возможное, чтобы увеличить производство и удовлетворить спрос. «Тнуве», по его словам, производить масло невыгодно из-за низкой потребительской цены, установленной государством. Тем не менее, по его словам, низкая цена не является причиной того, что «Тнува» не производит масла в достаточном количестве.
В заявлении, направленном Times of Israel, «Тнува» называет в качестве причины дефицита госконтроль над молочным рынком, а не только над потребительскими ценами: «Единственной причиной нехватки сливочного масла в Израиле является дефицит молочного жира в промышленности, которая контролируется государством, которое определяет квоты на молоко, поставляемое на рынок, - говорится в заявлении. - “Тнува” не планирует останавливать производство сливочного масла из соображений цены или собственной выгоды. “Тнува” производит столько масла, сколько может, в зависимости от наличия жира».
«Как доказательство этого, в то время как в 2018 году рынок сливочного масла вырос на 8%, производство сливочного масла “Тнувы” выросло на 28%, чтобы компенсировать сокращение импорта сливочного масла и сокращение производства масла другими производителями. Фактически “Тнува” произвела 1000 дополнительных тонн масла в 2018 году и в результате исчерпала свои запасы по мере приближения 2019 года. Кроме того, квоты на производство молока в 2019 году не увеличились, и фактически производство молока снизилось. Это уменьшило количество жира на рынке молока и усугубило дефицит».
«Тнува» прислала Times of Israel таблицу, показывающую, что большинство израильских импортеров продовольствия ввезли в 2018 году меньше масла, чем в 2017-м, в то время как «Тнува» увеличила производство масла в 2018 году.
«Тнува» контролирует большую часть рынка сливочного масла в Израиле, причем небольшая доля рынка принадлежит конкуренту, компании «Тара», а остальная часть импортируется. Компания была основана в 1925 году как кооператив производителей молочной продукции в кибуцах и мошавах Изреельской долины. Со временем «Тнува» стала монополистом во многих категориях продуктов питания.
В 2008 году большинство акционеров «Тнувы» продали контрольный пакет акций компании британскому фонду прямых инвестиций Apax Partners. Этот фонд, как сообщается, подтолкнул к повышению цен на мягкий сыр «Коттедж» до 8 шекелей, что стало одной из причин социальных протестов 2011 года.
В 2014 году Apax Partners продал свою долю «Тнувы» китайской компании Bright Food.
Так является ли Китай фактором дефицита масла? «Тнува» настаивает на том, что это не так: она делает все возможное, чтобы увеличить производство, но не может этого сделать из-за дефицита молочного жира.
Пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Дафна Юриста предложила свое видение проблемы. Хотя, как она признала, в начале этого года действительно наблюдался дефицит масла, сейчас он преодолен. И хотя масла «Тнувы» по регулируемой государством цене производится недостаточно, его можно заменить более дорогим импортным. «Министерство сельского хозяйства дает правительству рекомендации относительно запасов масла в Израиле, - пояснила Юриста. - В конце 2018 года мы определили, что дефицит сливочного масла в Израиле возможен и рекомендовали открыть рынок для импорта. После череды препятствий министр финансов утвердил квоты на ввоз масла без тарифов. Министерство экономики затем объявило два тендера на импорт сливочного масла без тарифов. Вначале им пришлось бы продавать его по регулируемой цене, и как только мы поняли, что никто не желал импортировать сливочное масло при таких условиях, был объявлен тендер, по условиям которого импортированное сливочное масло можно было продавать по любой цене. В результате импортное масло продается в магазинах, но по более высокой цене, чем местный продукт».
Юриста сказала, что правительство не следит за тем, что происходит в каждом супермаркете или продуктовом магазине, но, насколько ей известно, импортное масло свободно продается по всей стране.
Так почему же израильтяне все еще жалуются? «Израильские потребители не желают покупать импортное масло и явно предпочитают израильскую продукцию - из соображений привычки, цены и вкуса», - сказала она.
Вот оно как! Супермаркеты, которые мы посетили, должно быть все как один оказались исключениями. Критики в социальных сетях вероятно распространяли фейк-ньюс о нехватке масла. Либо это так, либо израильтяне настолько патриотичны, что просто не замечают импортные продукты на полках магазинов.