Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+19
Иерусалим
+24+14

Мнения

А
А

"Турецкая весна" может быть не менее бурной, чем арабская

Окончательный вывод американских сил с Ближнего Востока, в том числе из Ирака, открывает путь вожделенной мечте Ирана о "шиитском коридоре" от Ирана до Ирака в Сирию и Ливан вплоть до Средиземного моря.

25.10.2019
Источник:Детали
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

"Турецкая весна" - так вполне можно бы назвать военную операцию Турции против сирийских курдов. Ее англоязычное название Peace Spring переводят то как "Источник мира", то как "Мирная весна". И хотя формально конфликт завершился мирным соглашением, только что заключенным в Сочи, возможно, что ее последствия для региона окажутся не менее тревожными, чем события пресловутой "арабской весны", которая не завершилась до сих пор.

Турецкое наступление против курдов в северо-восточной Сирии, которое началось 9 октября 2019 и было пока приостановлено благодаря вмешательству США и России, стало третьей по счету военной операцией Турции на ее южной границе, и не факт, что последней.

Что означают эти события для мира, региона и Израиля, анализируют в последнем обзоре ведущие эксперты из Тель-Авивского Института исследований национальной стратегии (ИИНС) Галия Линденштраус и Эльдад Шавит. Шавит - полковник запаса, долгое время находился на высоких постах в армейской разведке. Линденштраус специализируется на турецкой внешней политике и межэтнических конфликтах в тюркоязычных странах.

Они выделяют региональный и международный аспект кампании. Решение Анкары войти в северо-восточную Сирию было ожидаемым после речи президента Турции Реджепа Эрдогана на Генассамблее ООН в сентябре. С другой стороны, после поражения ИГ администрации Трампа было трудно оправдать постоянную поддержку курдских организаций, которые внесены турками в списки террористических.

И хотя курды были союзниками США в борьбе с ИГ, американцы поначалу сочли, что потеря курдов будет менее серьезной, чем потеря Турции - союзника по НАТО, обладающего второй по численности армией блока после США.

Для Турции курдский вопрос - кардинальный, с точки зрения национальной и внутренней безопасности. Автономные курдские кантоны в Сирии представляли для нее потенциальную угрозу соединения с турецкими курдами, а наличие миллионов сирийских беженцев в Турции - экзистенциальную угрозу в настоящем.

С нашей точки зрения, Турция попыталась убить сразу трех зайцев: нейтрализовать курдскую угрозу, ликвидировать протестный потенциал иммигрантов и получить свою долю военной добычи в Сирии.

Учитывая хроническую нестабильность ситуации в северо-восточной Сирии, эксперты из ИИНС высказывают сомнения относительно способности всех сторон, участвующих в соглашении сторон, поддерживать эти договоренности в течение длительного времени. Довольно странно выглядит и тот факт, что курдские силы так быстро капитулировали перед турками, хотя потенциально они могли противостоять им гораздо дольше. Возможно, они решили перегруппировать свои силы в ожидании новых шансов.

В международном плане, как полагают эксперты, новым оказалось широкое международное осуждение Турции. Эмбарго на поставки оружия союзнику по блоку ведущими европейскими странами во главе с Германией, Францией и Италией может подорвать ее военно- технологический потенциал, который на треть покрывается импортом вооружений.

Именно широкое осуждение, практически по всему миру, сопровождаемое к тому же резкой критикой внутренних противников, побудила Трампа сделать очередной пируэт на международной сцене. Визит в Анкару вице-президента США Майка Пенса, вместе с госсекретарем Помпео, и достижение предварительного перемирия были призваны сгладить негативное впечатление от сдачи США своего прежнего союзника.

Среди других проблем, порожденных нынешней конфигурацией, израильские эксперты выделяют возможность нового всплеска активности террористов ИГ, усиление Ирана и возможность роста напряженности между Москвой и Анкарой под давлением Сирии.

Что касается Турции, то, укрепив свой статус региональной державы, она сможет активнее заявить свои претензии на гегемонию в мусульманском мире, развив активность и в другом направлении - восточном Средиземноморье, где у нее есть постоянные трения с Грецией и Кипром. В любом случае, указывают израильские аналитики, решение Трампа вывести американские войска из Сирии значительно подрывает систему стабильности в регионе.

Если же говорить об Израиле, то помимо общего вывода о том, что полагаться на добрую волю стратегического союзника, хотя бы и из "другой лиги", не очень эффективно, стали очевидны более конкретные и опасные последствия. Окончательный вывод американских сил с Ближнего Востока, в том числе из Ирака, открывает путь вожделенной мечте Ирана о "шиитском коридоре" от Ирана до Ирака в Сирию и Ливан вплоть до Средиземного моря.

В этом случае Израиль оказывается в крайне тяжелой ситуации, столкнувшись с невозможность эффективно противостоять контрабанде оружия и вооружений из Ирана и укрепления Тегерана по всему периметру израильских границ.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке