Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Эхо арабской весны

На днях вспыхнули антиправительственные протесты в 9 провинциях Ирака. Изначально с призывами к отставке премьер-министра Ирака Аделя Абделя Махди вышли преимущественно иракские шииты в Багдаде и населенных пунктах на юге Ирака.

Георгий Кухалейшвили
06.10.2019
Источник:112.ua
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

На днях вспыхнули антиправительственные протесты в 9 провинциях Ирака. Изначально с призывами к отставке премьер-министра Ирака Аделя Абделя Махди вышли преимущественно иракские шииты в Багдаде и населенных пунктах на юге Ирака. В результате столкновений в разных городах с четверга погибли более 100 человек, включая не менее 6 правоохранителей. Около 4 тысяч человек было ранено.

Затем на улицы вышли курды в провинции Киркук на севере Ирака. Власти ввели в Багдаде комендантский час и заблокировали доступ к интернету на 75% территории страны, чтобы лишить возможности протестующих координировать свои действия через соцсети. Протестуют в основном молодые иракцы, в том числе те, кому еще нет 20 лет. Правительство шиита Махди находится у власти почти год, а проблем непаханное поле. Иракцы вышли протестовать, прежде всего, из-за проблемы коррупции, низкого качества жизни в стране, систематических отключений воды и электричества, отвратительного состояния инфраструктуры, неэффективности органов власти.

Безработица среди иракской молодежи составляет 25%. Каждый год на рынке труда Ирака появляется около миллиона молодых людей, которые получили образование, но не могут найти себе применение. По данным Transparency International, Ирак занимает 12-е место среди наиболее коррумпированных стран мира. Похожие протесты, только в меньших масштабах проходили в прошлом году в Басре. Сам Махди заявил, что решить проблемы Ирака не получится по щелчку пальца, признал плачевную ситуацию в сфере борьбы с коррупцией и пообещал предпринять меры по увеличению прожиточного минимума иракцев. Его советник Лаит Кубба вовсе утверждал, что коррупционной деятельностью занимаются 10 политических групп, у которых есть собственные вооруженные формирования, банки, телевизионные станции, и для решения этой проблемы потребуются большие усилия. Тем не менее, бытует мнение, что в карманах Махди и его окружения оседают миллиарды долларов с продаж нефти. Отдельные протестующие обещают не расходиться по домам до тех пор, пока не свергнут правительство. Не одни только социальные причины подвигли иракцев выйти на улицы своих городов. Определенный отпечаток на протесты в Ираке оказала борьба США и Ирана за влияние в этой ближневосточной стране.

Иранский фактор

Складывается впечатление, что текущие протесты стали реакцией молодого поколения иракских шиитов на попытки соседнего Ирана изменить политический расклад в Ираке на свое усмотрение. Как сообщает Radio Farda, протестующие критиковали исламскую республику за поддержку шиитских вооруженных группировок в Ираке. Несмотря на то, что ислам шиитского толка исповедуют 70% жителей 38-миллионного Ирака, среди них нет единства. Существует политическая конкуренция между иракскими шиитами, выступающими за развитие самостоятельной многовекторной внешней политики (лидер партии "Садристское движение" Моктада аль-Садр, лидер партии "Ахрар" Дия аль-Асади, духовный лидер иракских шиитов аятолла Али аль-Систани и премьер Махди) и приверженцами активного сближения с Ираном (лидер политического блока "Фатах" Хади аль-Амири). В Тегеране были заинтересованы, чтобы аль-Амири стал премьер-министром Ирака. Он сражался как коллаборационист на стороне исламской республики в годы Ирано-иракской войны (1980-88 гг.), был одним из лидеров сопротивления ИГИЛ в Ираке в 2014-18 гг. Однако, после поражения "Фатах" на парламентских выборах 2018 г., Иран задействовал другой инструмент для укрепления своего влияния в арабской республике.

Со времен вооруженной борьбы с ИГИЛ в Ираке существует порядка 60 вооруженных группировок из числа местных шиитов общей численностью 150 тыс. чел. (в два раза превосходят вооруженные силы Ирака). Часть из них, как "Организация Бадр" аль-Амири, а также "Асаиб Ахл аль-Хак", "Катаиб Хезболла", "Катаиб аль-Имам Али", ориентируются на Иран. Иранское руководство настояло, чтобы иракские власти не распускали шиитские вооруженные группировки после окончания борьбы с ИГИЛ. Большая часть из них стала формально подчиняться иракской армии. Реально – это неофициальная армия Ирана. Шиитские группировки подозревают в обстреле делового квартала в г. Басра и окрестностей, где расположено американское посольство в Багдаде в этом году. Во время недавних протестов произошли подозрительные взрывы в "Зеленой зоне" – особо охраняемом районе столицы, где находятся дипломатические учреждения зарубежных стран. При желании Иран может использовать шиитские вооруженные группировки для обстрела военной инфраструктуры 5 тыс. американских военных в Ираке или для осуществления государственного переворота. Иранский посол Ирадж Масджеди 3 октября заявил, что если американцы причинят ущерб Ирану, то тогда ответит на их присутствие в Ираке, намекая на возможность обстрела их позиций шиитскими вооруженными группировками. Это вызвало критику из уст премьера Махди.

Раздражение у населения Ирака вызывает тот факт, что данные группировки слишком много на себя берут и нарушают их права. В 2018 г. представители шиитских группировок похитили и избили офис-менеджера Хаджар Юссиф, пригрозили девушке расправой в случае участия в протестах против отключения воды и электроэнергии. Некоторые вооруженные группировки в Басре помогают местным властям разгонять протесты. К слову, после поражения на выборах в Басре обосновался лидер "Организации Бадр" аль-Амири и курирует восстановительные работы на нефтяном месторождении Маджнун. Ну а группировка "30-я Бригада" заняла несколько деревень в районе Башика в провинции Ниневия, где проживает курдское меньшинство. Боевики перекрыли дорогу на Мосул, отказались подчиняться иракской армии и установили свою власть над районом Башика, проводили репрессии по отношению к местному населению.

Неудивительно, почему протестовать против правительства Махди вышли жители южных районов Ирана и курды. Они устали от бездеятельности правительства, неспособности положить конец самоуправству вооруженных группировок. Присутствие в Ираке проиранских шиитских группировок критиковал аль-Садр и отказался создать коалицию в парламенте с аль-Амири. Протесты шиитов в Ираке это серьезный вызов для Ирана. Исламская республика не сумела добиться лояльности среди широких слоев иракских шиитов. В массе иракских шиитов не волнуют геополитические авантюры Ирана, а то, что действующая власть не в состоянии решить насущные коммунальные и социальные проблемы.

Интриги шиитов

Наиболее влиятельные в Ираке партии шиитов пытаются взять протесты под свой контроль ради сохранения власти, а их лидеры поддакивают недовольным гражданам. Лидер партии "Садристское движение" Моктада аль-Садр призвал к проведению общенациональной забастовки. Председатель партии "Ахрар" Дия аль-Асади заявил, что протесты заставляют задуматься, насколько серьезно правительство относится к решению проблемы коррупции, констатировал, что ничего не было сделано в данном направлении. Данные партии победили на парламентских выборах в Ираке в прошлом году и имеют самые крупные фракции в парламенте. Ну а духовный лидер иракских шиитов аятолла Али аль-Систани подверг критике иракское руководство за неэффективность в борьбе с коррупцией, призвал силовиков и протестующих проявлять сдержанность.

Если под давлением общества Махди будет вынужден уйти в отставку, а правительство распустится, встанет вопрос проведения досрочных парламентских выборов. Потому аль-Садр, аль-Асади и аль-Систани пытаются взять протесты шиитов под свой контроль, сделать козлом отпущения Махди и, в крайнем случае, вынудить его добровольно уйти в отставку. В качестве альтернативы пост премьер-министра мог бы занять аль-Садр, аль-Асади или кто-нибудь из их окружения. Согласно Конституции Ирака, в политической системе страны соблюдается паритет трех конфессиональных и этнических групп арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. Пост премьер-министра может занимать только шиит.

Далеко не факт, что их будут слушать протестующие. Применения силы против собственных граждан окончательно подорвало доверие к действующей власти. Аль-Садр, аль-Асади и аль-Систани это не те лидеры, которые могут предложить свежие идеи по решению насущных проблем и улучшению качества жизни в Ираке.

Несмотря на то, что протесты шиитов не выгодны Ирану, режим аятолл может использовать их как повод для давления на Махди. Вряд ли иракский премьер захочет уйти в отставку и отказаться от контроля над финансовыми потоками. Потому он может пойти на большее сближение с Ираном, чьи группировки могут гарантировать безопасность его режима. До недавнего времени Махди занимал сдержанную позицию в противостоянии США и Ирана, открыто не поддерживая ни одну из сторон.

Сложности США

Протесты в Ираке могут завершиться сменой власти или перерасти в гражданское противостояние между различными группами шиитов. В сложной ситуации оказались США, у которых не осталось надежных союзников в Ираке. Со времен Иракской войны американцы так и не смогли расположить к себе иракских шиитов, которых угнетали сунниты во времена правления президента Саддама Хуссейна. Бывший премьер-министр Хайдер Абади оказался на обочине иракской политики по итогам прошлогодних выборов. Аль-Садр пользуется дурной репутацией в США. Он известен своими антиамериканскими взглядами, в годы Иракской войны (2003-11 гг.) организовал при поддержке Ирана повстанческую группировку "Армия Махди", которая устраивала диверсии против американских военных. Аль-Садр выступает за вывод американских военных из Ирака и несмотря на определенные разногласия поддерживает связи с верховным руководителем Ирана аятоллой Али Хаменеи.

Аль-Амири у руля Ирака крайне не выгоден США, Саудовской Аравии и Израилю, поскольку в таком случае война слов иранских чиновников может стать реальностью. Саудовская Аравия не желает превращение Ирака в еще один Йемен, откуда в направлении Эр-Рияда летят ракеты и боевые дроны. В Израиле знают не понаслышке о ракетных обстрелах с территории Ирака. Во время войны в Персидском заливе иракские военные выпустили по Израилю 39 ракет "Скад". В конце сентября командующий "Корпусом стражей исламской революции" Хоссейн Салами заявил, что уничтожение Израиля является достижимой целью.

Вряд ли протестующие шииты могут быть использованы США или Саудовской Аравией как движимая сила "цветной революции". Как показал негативный опыт в Ливии, приход к власти оппозиции в 2011 г., которая не смогла навести порядок в стране, стал предпосылкой к началу гражданской войны между различными вооруженными группировками. Отношения США с иракскими курдами испортились после 2017 г., когда администрация президента США Дональда Трампа не отговорила премьер-министра Хайдера Абади провести молниеносную операцию на севере Ирака и выбить вооруженные формирования курдов из провинций Киркук, Ниневия, Дияла. Сунниты сравнительно недавно были оплотом влияния ИГИЛ в Ираке.

США, Саудовская Аравия и Израиль заинтересованы в том, чтобы у власти в Ираке находился режим, занимающий сдержанную позицию по отношению к Ирану. На сегодняшний день меньшим злом является режим Махди при всех его недостатках.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке