Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Атака на Израиль: цели провокации "Хизбаллы"

С одной стороны, угроза со стороны ливанских экстремистов объединила вокруг израильского премьера даже противников. С другой стороны, возникают сомнения в эффективности в предпринимаемых Нетаниягу мероприятиях по укреплению безопасности на севере Израиля.

Георгий Кухалейшвили
04.09.2019
Источник:112.ua
רויטרס

На севере Израиля снова неспокойно. На днях спонсируемая Ираном террористическая организация "Хизбалла" обстреляла с территории Южного Ливана противотанковыми ракетами израильскую бронемашину возле военной базы вблизи деревни Авивим.

Это первый обстрел ливанскими террористами территории Израиля с 2015 года. В ответ израильтяне накрыли огнем из артиллерии укрепрайоны и штаб "Хизбаллы" на юге Ливана, нанесли авиаудары по позициям террористов.

Недавний обстрел можно воспринимать как вооруженную агрессию против независимого государства, с точки зрения международного права, поскольку на сегодняшний день "Хизбалла" находится у власти в Ливане.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу возложил ответственность за ракетную атаку "Хизбаллы" на Ливан. Недавняя провокация напоминает события 2006 года, когда обстрелы "Хизбаллы" северных районов Израиля стали поводом для Второй Ливанской войны. Есть несколько причин новой провокации "Хизбаллы".

Израильские солдаты проверяют территорию возле израильской деревни Авивим, недалеко от границы с Ливаном, Израиль, 2 сентября 2019 года. Фото: Reuters

Читайте также


Асимметричный удар Ирана

"Хизбаллу" стоит воспринимать как неформальную зарубежную армию Ирана, срощенную с государственной системой Ливана.

По итогам прошлогодних парламентских выборов в Ливане "Хизбалла" получила 13 мест в парламенте и сейчас находится в составе правящей коалиции "Альянс 8 марта" вместе с маронитско-православным "Свободным патриотическим движением", "Ливанской демократической партией" местных друзов, шиитской партией "Амаль" и несколькими политическими силами ливанских католиков, православных и суннитов.

В действующем правительстве премьер-министра Саада Харири члены "Хизбаллы" возглавляют Министерство молодежи и спорта и Министерство по парламентским связям. Военное крыло организации состоит из 65 тысяч хорошо вооруженных и экипированных бойцов, которые по своей подготовке превосходят вооруженные силы Ливана.

В арсенале террористов находится 130 ракет – больше, чем у всех вместе взятых стран-членов НАТО.

Изначально "Хизбалла" была создана "Корпусом стражей исламской революции" в 1982 году для противодействия военному присутствию Израиля в Южном Ливане. В период Первой Ливанской войны в 1982 году израильские военные превратили приграничные районы Ливана в буферную зону и находились там до 2000 года.

В дальнейшем "Хизбалла" наряду с палестинскими террористическими организациями "Исламский джихад" и "Хамас" использовалась Ираном для обстрелов населенных пунктов Израиля. Последний ракетный обстрел "Хизбаллы" является асимметричным ударом Ирана в ответ на военные акции Израиля в соседней Сирии.

Теракт последовал незадолго после серии авиаударов Израиля по военным объектам иранского элитного подразделения "Корпус стражей исламской революции" на юге Сирии в конце августа. Погибли двое членов "Хизбаллы". В июле в результате бомбардировок Израилем иранских позиций под Дамаском и Хомсом погибли 16 человек.

Руководство Ирана делает ставку на укрепление регионального влияния путем усиления военного присутствия в ближневосточных странах. Проводниками влияния Ирана, помимо "Хизбаллы", являются военизированные группировки "Ансар Аллах" в Йемене, "Катаиб Хизбалла" в Ираке (одна из крупнейших), иранские войска и местные шииты в Сирии.

Тегеран пытается образовать некий "шиитский полумесяц" от побережья Индийского океана до Средиземного моря. Иранцы и "Хизбалла" укрепляют военную инфраструктуру в приграничных с Израилем районах Сирии и Ливана. "Хизбалла" завозит из Сирии в Ливан оружие и боеприпасы, в том числе баллистические ракеты типа Scud-D радиусом поражения 700 км, зенитные установки советского производства.

В Бейруте существует завод по сборке высокоточных ракет. Шииты рассчитывали взять Израиль в железный кулак со стороны Сирии и Ливана.

Израильские военные мешают реализации данной инициативы. С помощью систематических авиаударов они не дают продыху противнику. С момента вмешательства "Корпуса стражей исламской революции" в гражданскую войну в Сирии в 2013 году Израиль нанес свыше тысячи авиаударов по его позициям.

За это время погибли свыше 2 тысяч иранских военных, в том числе под израильскими бомбардировками. Попытки иранцев обстрелять Израиль из южных районов Сирии в мае 2018 года обернулись провалом. Израильские зенитчики сбили почти все ракеты над Голанскими высотами.

Поэтому руководство Ирана решило открыть ливанский фронт и тем самым дать понять премьеру Нетаниягу, чтобы он не мешал их деятельности в Сирии. Лидер "Хизбалла" Хасан Насралла пригрозил наносить точечные удары по позициям израильских военных в случае любой атаки, а также сбивать их беспилотники над территорией Ливана.

Тегеран повышает ставки

Верховный руководитель аятолла Али Хаменеи и президент Хасан Роухани повышают ставки в противостоянии с Западом и его региональными союзниками, такими как Израиль. Ракетные удары "Хизбаллы" - это один из способов психологического воздействия на Запад.

Провокации Ирана являются протестом против одностороннего выхода США из ядерной сделки и восстановления санкций в ноябре прошлого года.

Режим аятолл не желает выполнять ультиматум президента США Дональда Трампа: прекратить спонсировать террористические организации, вывести иранские войска из Сирии, прекратить разработку и испытания баллистических ракет, а также демонтировать все ядерные объекты на своей территории.

Посыл Тегерана заключается в том, что чем дольше будут действовать санкции США, тем более непредсказуемо и дерзко будет вести себя исламская республика.

Это касается не только игр мускулами с Израилем. На днях в МАГАТЭ объявили, что Иран превысил ограничения Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года. Запасы гексафторида урана (низкообогащенный уран) в Иране составляют 357 кг, что превышает разрешенные лимиты (300 кг).

В мае этого года Роухани грозился прекратить соблюдать условия "ядерной сделки", если другие участники (Великобритания, Франция, Германия, Китай, Россия) не убедят США отменить санкции. Иранцы грозились увеличить степень обогащения урана с 4,5% до 20%.

Иран игнорирует интересы Евросоюза в Сирии. В июле морпехи Великобритании задержании в Гибралтарском проливе иранский танкер Grace 1, который шел в Сирию под флагом Панамы с 2 млн тонн нефти на борту в нарушение санкций Евросоюза против режима президента Башара Асада.

"Корпус стражей исламской революции" предпринял зеркальные меры и задержал три иностранных судна, включая британский танкер Stena Impero в Ормузском проливе.

Британцы первыми пошли на уступки. Суд Гибралтара 15 августа освободил иранский танкер под гарантию, что нефть не будет доставлена в Сирию. Гибралтар даже отклонил запрос США на арест данного судна.

Иранцы переименовали судно, сменили флаг и продолжили путь в Сирию. В начале сентября иранский танкер заметили у сирийского побережья, хотя по плану планировалось доставить нефть в Грецию, Турцию или Ливан.

Противники плана Кушнера

"Хизбалла" спровоцировала рост напряженности в отношениях Израиля и Ливана, чтобы создать препятствия для реализации плана мирного урегулирования на Ближнем Востоке советника и зятя президента США Джареда Кушнера.

Обнародованная экономическая часть плана касается не только палестино-израильского конфликта, но и затрагивает интересы Ливана. Американцы предлагают выделить на развитие ближневосточной страны 6 млрд долларов в обмен на предоставление гражданства палестинским беженцам и их потомкам, которые покинули свои дома в 1948 году.

В Ливане, по разным оценкам, проживает от 174 до 470 тысяч палестинцев.

Против данной инициативы выступают все этносы и религиозные группы Ливана, включая тамошних арабов. Ливанцы опасаются, что, получив право голоса, палестинцы разрушат шаткий баланс сил в стране, установленный по итогам кровопролитной гражданской войны в Ливане 1975-1990 годах.

Спикер парламента Ливана, шиит Набих Берри выступил категорически против плана Кушнера, а "Хизбалла" расценила мирную инициативу как "историческое преступление". Ливанцы не доверяют администрации Трампа, которая признала суверенитет Израиля над Голанскими высотами.

Ливан требует от Израиля вернуть аннексированную в ходе "Шестидневной войны" в июне 1967 году спорную территорию "Фермы Шебаа" в израильско-сирийско-ливанском приграничье. Ливан считает "Ферму Шебаа" своей землей.

В то же время данную территорию географически относят к Голанским высотам, что дает повод Израилю продолжить оккупацию.

Кушнер предложил отойти от идеи создания палестинского государства, а предоставить палестинцам автономию, сконцентрироваться на инвестировании в создание новых рабочих мест в Секторе Газа, на территории Западного Берега реки Иордан и соседних странах.

В случае мирного урегулирования палестино-израильского конфликта и израильско-ливанских противоречий, включая определение морской границы и разрешения спора вокруг "Ферм Шебаа", исчезнет смысл в существовании спонсируемых Ираном антисионистских террористических организаций.

Тегеран потеряет свое влияние в Восточном Средиземноморье, а "Хизбалла" – финансирование. Ежегодно Иран перечисляет "Хизбалле" порядка 700 млн долларов.

Фактор выборов в Израиле

Провокация "Хизбаллы" может оказать неоднозначное влияние на досрочные парламентские выборы в Израиле 17 сентября. По данным последних соцопросов, фаворитом предвыборной гонки является правоцентристская партия "Ликуд" Биньямина Нетаниягу, которая претендует на 32 места в парламенте.

Основной соперник, оппозиционный альянс "Сине-белый" бывшего начальника генштаба Бени Ганца, претендует на 31 место.

Бытует мнение, что у альянса "Сине-белый" нет четкого понимания, как урегулировать палестино-израильский конфликт, в отличие от Нетаниягу, за которым стоят США, а у левоцентристов во главе с бывшим министром иностранных дел Ципи Ливни нет шансов тягаться с "Ликудом".

Социологи пророчат благоприятный исход для небольших ультраправых и ортодоксальных партий, у которых есть шанс преодолеть барьер в 3,25% по итогам выборов, что повышает шансы Нетаниягу сформировать правую коалицию.

Ракетные обстрелы "Хизбаллы" разразились как гром среди ясного неба. С одной стороны, угроза со стороны ливанских экстремистов объединила вокруг израильского премьера даже противников. Член альянса "Сине-белый" Йоаз Хендель подчеркнул, что политические различия исчезают, когда Израиль атакуют.

С другой стороны, возникают сомнения в эффективности в предпринимаемых Нетаниягу мероприятиях по укреплению безопасности на севере Израиля.

В январе правительство выделило почти полмиллиарда долларов на строительство 13 км стены на отдельных участках израильско-ливанской границы для защиты 22 израильских населенных пунктов от снайперского огня и рейдов боевиков "Хизбаллы".

Однако данная стена - не помеха для ракетных ударов. Кроме того, боевики роют тоннели для скрытного перемещения в Израиль.

Основная проблема - в пусковых установках "Хизбаллы" в Южном Ливане, которые можно уничтожить только в ходе военной операции. Израиль дважды вводил войска в Южный Ливан: в 1982 году для создания там буферной зоны и в 2006 году для зачистки территории от "Хизбаллы".

Тем не менее, даже более разрушительные обстрелы из Сектора Газа южных районов Израиля и крупного города Тель-Авив не побудили Нетаниягу провести наземную военную операцию, что вызвало протест среди части израильского общества. Однако Нетаниягу не спешит вводить войска в Южный Ливан.

В ходе Второй Ливанской войны 2006 году погибли свыше сотни израильских военных, а основная задача, прекращение обстрелов израильских населенных пунктов, так и не была выполнена.

Израильские войска были выведены с территории Южного Ливана в октябре 2006 года по требованию ООН, но миротворческий контингент и ливанская армия не смогли предотвратить возвращение "Хизбаллы". Вторая Ливанская война привела к падению авторитета правящей в то время партии "Кадима".

Понимая, что оккупация Южного Ливана не встретит поддержки со стороны международного сообщества, Нетаниягу ограничивается точечными ударами по позициям "Хизбаллы". Однако от этого угроза со стороны "Хизбаллы" и Ирана не исчезнет.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке