Читайте также
Пентагон предупредил союзника о рисках "дружбы" с КНР
Пентагон предупредил о недопустимости увеличения китайских инвестиций в стратегически важные инфраструктурные проекты в Израиле. По мнению чиновников оборонного ведомства, чрезмерные вложения КНР представляют угрозу для национальной безопасности ближневосточного союзника США. Кроме того, проблема экономической зависимости связана с проблемой суверенитета. Однако в Израиле, похоже, не готовы ставить на паузу партнерство с Поднебесной. А за экономическими проектами Китая всегда, как правило, прячутся военные интересы, говорят аналитики.
«Мы не просим Израиль полностью отказываться от отношений с Китаем, но мы ведем открытые дискуссии со всеми нашими ближайшими союзниками и партнерами о последствиях инвестиций КНР», – сказал заместитель помощника министра обороны по Ближнему Востоку Майкл Малрой. По его словам, открытость экономики – это сильная сторона как Израиля, так и США. «Однако злоумышленники могут воспользоваться этим, если мы не будем предпринимать меры предосторожности», – сказал высокопоставленный представитель американского оборонного ведомства. Вероятно, новым импульсом для подобных заявлений стали китайские инвестиции в систему легкорельсового транспорта, которая, как ожидается, будет проходить возле здания израильского Генштаба в центре Тель-Авива и даже возле военно-морской базы Израиля в Ашдоде. Это вызвало яростный протест в США.
Участие компаний из КНР в проектах в израильских портах Хайфа и Ашдод ранее уже было причиной предупреждений с американской стороны. Наибольшую волну возмущения вызвало решение Израиля разрешить правительственной Шанхайской международной портовой группе заключить сделку размером в 2 млрд долл. на эксплуатацию одного из терминалов Хайфы к 2021 году. Именно туда нередко заходят корабли Шестого флота ВМС США.
«Разумеется, нет таких причин, по которым у Израиля не должно быть процветающего бизнеса с Китаем, но ключевой вопрос – хотите ли вы, чтобы ваша инфраструктура управлялась чужой страной», – говорит политический эксперт в американской аналитической корпорации RAND Шира Эфрон. По мнению экспертов, китайцы могут благодаря Израилю получить возможность отслеживать движение и обслуживание американских кораблей. Китайское присутствие создает угрозу и для кибербезопасности.
Израильтяне дали разрешение на аренду и обслуживание терминала в порту Хайфа еще несколько лет назад. Причиной были трудности с трафиком и участившиеся забастовки местных работников. Предполагалось, что построенные китайцами новые объекты разгрузят старый порт, а пришедшие из Поднебесной предприятия нарушат монополию государственной портовой компании Израиля. И это даст Хайфе новую жизнь. Однако в недавнем отчете Центра новой американской безопасности говорится, что терминал в Хайфе, который станет крупнейшим сооружением подобного типа в Израиле, «подорвет суверенитет» еврейского государства. Кроме того, по ожиданиям аналитиков, Шанхайская международная портовая группа может продлить аренду порта из-за отсутствия конкурирующих предложений. И тогда власти еврейского государства надолго окажутся в зависимом положении.
«Китай часто говорит одно, а потом делает другое, – обращает внимание эксперт по вооруженным силам КНР в Институте Брукингса Раш Доши. – Китай, например, говорил, что у него никогда не будет зарубежной базы, и теперь у него есть база в Джибути». Примером расхождения слова с делом, по оценке аналитика, является и милитаризация в Южно-Китайском море. «Когда амбиции и поведение Китая часто противоречат его риторике, это заставляет задуматься», – убежден Доши.
В свою очередь, в Пентагоне обращают внимание на то, что Китай обязался предоставить кредиты и помощь странам Ближнего Востока в размере 23 млрд долл. в 2018 году. За последние годы китайские инвестиции в инфраструктуру ближневосточных стран действительно увеличились – на 1700% с 2012 по 2017 год. Об этом говорят подсчеты разведки еврейского государства. Как обращают внимание в израильском разведсообществе, китайские власти вкладываются главным образом в энергетический сектор (150 млрд долл.). Затем идут сферы промышленности (113 млрд долл.), транспорта (103 млрд долл.), оборонных технологий (68 млрд долл.). Если брать Израиль отдельно, то с 1992 по 2017 год объем двусторонней торговли с КНР вырос с 50 млн до 13,1 млрд долл., что делает Китай крупнейшим торговым партнером еврейского государства в Азии и третьим по величине партнером в мире после Европейского союза и США. И это не может не тревожить западных союзников израильтян.