Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

Иранский кризис: от Ближнего Востока до Дальнего

Эскалация напряженности в Персидском заливе продолжается. Она уже привела к попыткам создания двух антииранских коалиций. Одна - общеевропейская. Другую пытаются создать американцы.

25.07.2019
Источник:Детали
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Эскалация напряженности в Персидском заливе продолжается. Она уже привела к попыткам создания двух антииранских коалиций. Одна - общеевропейская, под руководством Лондона, в которую вошли также Франция, Дания и Нидерланды, а Германия и Швеция возможно также присоединятся. Другую пытаются создать американцы и этим занимается председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Данфорд.

Нет сомнений в том, что оба эти альянса вскоре превратятся в одну большую международную коалицию против Ирана. Однако наряду с этим США пытаются оказать давление на Иран не только через Ближний Восток, но и через происходящее на Дальнем Востоке. Переговоры с северной Кореей и Китаем, помимо непосредственных задач, имеют стратегические цели, направленные против Ирана.

После недавней встречи на высшем уровне между Трампом и Кимом администрация США рассматривает идею возобновления переговоров с Пхеньяном. Предположительно, это соглашение предлагает договориться о замораживании ядерной программы северной Кореи в обмен на частичное снятие санкций. Это будет означать фактическое признание северной Кореи как государства, обладающего ядерным оружием и ракетным арсеналом.

Как это принято в администрации Трампа, в ней тут же стали разыгрывать сценарий хорошего и плохого следователя. Советник по национальной безопасности Джон Болтон в «Твиттере», который превратился в последнее время в оружие самого массового поражения написал что ни он, ни сотрудники совета по национальной безопасности не соглашались на ядерное замораживание в Корее. Ястребиная позиция Болтона противопоставлена в данном случае точке зрения условных "голубей", представителям которых выступил Стивен Бигун, спецпосланник Трампа по северной Корее.

Что касается Китая, то на этой неделе США договорились возобновить с ним торговые переговоры, чему способствовала встреча на саммите в Осаке. США согласились на отмену тарифов на китайский импорт на сумму 300 млрд. долларов при условии, что Китай закупит американскую сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, США готовы пересмотреть ограничения на экспорт технологической продукции в Китай и ситуацию с компанией Huawei.

Как эти обстоятельства связаны с американо-иранским кризисом, и каковы их последствия для Израиля? Эта тема затрагивается в недавнем аналитическом обзоре Института стратегии и политики Герцлийского междисциплинарного центра. По мнению израильских экспертов, Иран, вдохновленный примером северной Кореи, может требовать для себя аналогичных условий.

Например, Тегеран может настаивать на том, чтобы ему предоставили условия, аналогичные Северной Корее, признав его право на обогащение урана и ослабив санкции в обмен на приостановку им мер по выходу из ядерной сделки.

Переговоры с Китаем также могут повлиять на отношения с Ираном в плане нефтяного эмбарго. До сих пор Китай закупает некоторое количество иранской нефти, несмотря на американские санкции. Но в случае достижения соглашения ожидается, что Китай прекратит свои закупки.

Как и в ситуации с северной Кореей вопрос Ирана является предметов ожесточенных дебатов, как в администрации, так и в аналитических центрах и дипломатических кругах США. При этом Болтон и госсекретарь США Майк Помпео продолжают выступать сторонниками жесткой линии, требуя усиливать давление на Иран, во что бы то ни стало. А так называемые "голуби" предлагают достичь взаимопонимания с Ираном тем или иным путем. Например, Деннис Росс, бывший спецпредставитель президента Клинтона по Ближнему Востоку предлагает договориться об ограниченной сделке, которая продлит срок действия договора об ограничении ядерной программы в обмен на снятие санкций.

Другая часть аналитиков, среди которых известные эксперты Дэвид Игнатиус, член Совета по стратегическим отношениям и Карим Джавадпур из фонда Карнеги, автор книги "Читая Хаменеи" утверждают, что США должны достичь с Ираном более широкого понимания, которое выходит за рамки внесения поправок в прежнее соглашение о ядерной сделке.

В условиях неопределенности ситуации Израиль должен выработать позицию, которая была бы для него наиболее благоприятной. Для этого следует ответить на два ключевых вопроса. Первый - какова стратегия переговоров с Ираном: действовать ли поэтапно или же действовать по принципу "всё или ничего".

Второй касается цели переговоров, следует ли добиваться узкого соглашения о внесении поправок в договор , в частности - в плане условий проверки и ограничения на разработку ракетного арсенала или же пытаться заключить очередную "сделку века", но теперь уже с Ираном, которая будет охватывать всю его региональную политику. Собственно, это близко к позиции, которая была озвучена в меморандуме Майка Помпео.

По нашему мнению, США продолжают стратегию сочетания разрядки и давления, которая принесла им победу в противостоянии с Советским Союзом. И аналогично Союзу, Иран рано или поздно падет под бременем исламской революции, независимо от того, успеет он разработать ядерный арсенал или нет. Вопрос лишь в том, утянет ли он с собой на дно Персидского залива еще что-либо, помимо британских танкеров.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке