Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Здравый смысл правого блока

Пока Ликуд и НДИ продолжают борьбу за голоса русскоязычных избирателей, соперников уверенно обходят справа. Движение «Новые правые», недавно возглавленное Айелет Шакед, обретает второе дыхание.

24.07.2019
Источник:MIGnews.com
רויטרס

Предвыборная пора для стороннего наблюдателя увлекательна, как калейдоскоп: каждый день – новое сочетание, новая картинка. Можно ее долго рассматривать и анализировать, пока она – новый поворот! – не сменяется следующей. Даже удивительно, как у политиков от этого мелькания не кружится голова…

Пока Ликуд и НДИ продолжают борьбу за голоса русскоязычных избирателей, соперников уверенно обходят справа. Движение «Новые правые», недавно возглавленное Айелет Шакед, обретает второе дыхание. Шакед настроена объединить все партии, которые находятся «правее Ликуда». Переговоры с «Альянсом правых сил» уже ведутся, и пока главный камень преткновения – нежелание главы «Альянса» Рафи Переца уступать первое место в списке нерелигиозной женщине. Однако многие политики и раввины направления религиозного сионизма согласны отдать первое место Шакед, которая вернет правому лагерю голоса светских израильтян.

Айелет Шакед и Нафтали Беннет. Фото: Reuters

Читайте также


Эта трезвая позиция, а также решение Беннета передать руководство «Новыми правыми» своей бывшей соратнице, – признаки того, что «правее Ликуда» здравый смысл начинает преобладать над амбициями и сведением счетов. На фоне обмена обвинениями между Нетаниягу и Либерманом это добавляет будущему блоку симпатии избирателей и не может не тревожить главу правительства. Биби опасается, что Шакед не порекомендует его на пост премьера, а Беннет уже открыто заявил, что не обязан этого делать. Но если Беннет вызывает у Нетаниягу только раздражение, то возвышение Шакед его по-настоящему пугает. С ее популярностью среди правых и левых, светских и религиозных она со временем может стать реальным претендентом на кресло главы правительства. К тому же если Шакед удастся создать блок с «Альянсом правых», Ликуд останется и вовсе без союзников, окруженный соперниками в своем же лагере – с одной стороны «более правые», с другой – Либерман. Как показывает опыт, рассчитывать на верность ультраортодоксов довольно наивно.

Тем не менее, Ликуд пока сохраняет первое место в опросах, а остальные правые партии преодолевают электоральный барьер, кроме «Зеута», который ни с кем не нашел общего языка и остается за бортом в гордом одиночестве.

На левом фланге самое значимое событие – преображение Аводы. Сам по себе союз Амира Переца со списком Гешер Орли Леви-Абукасис никого не удивил. Более важно, что Авода отказалась объединяться с Мерец. Амир Перец делает шаг вправо – и одновременно в сторону социальной проблематики. И то, и другое олицетворяет для него Леви-Абукасис, которая в стане левых считается «умеренно-правой».

Выдвигая на первый план темы жилья, пенсий, развития периферии и т. п., Перец рассчитывает оттянуть электорат у Кулану, «Кахоль-Лаван» и даже у правых, в том числе у Либермана. И здесь ему, конечно, не нужны слишком левые Мерец и партия «Демократический Израиль» Эхуда Барака. То, что он пытается сделать из Аводы, должно стать уменьшенной, но более сплоченной, мотивированной и однородной версией «Кахоль-Лаван». В случае удачи Аводу может ждать возрождение и успех – если его не торпедируют старые партийцы, недовольные правым разворотом, и традиционный электорат.

Подъем Аводы грозит сильно ослабить Мерец и еще более сокращает шансы «Демократического Израиля» Эхуда Барака. Еще недавно Бараку обещали от 4 до 6 мандатов, но после скандала с посещением дома Джеффри Эпштейна, обвиняемого в совращении несовершеннолетних, едва взошедшая звезда бывшего премьера начала стремительно закатываться. Арабские партии, скорее всего, пойдут на выборы раздельными списками, что, с одной стороны, ослабляет левый лагерь, а с другой – увеличивает в будущем число голосов, не рекомендующих Нетаниягу на пост главы правительства.

Поскольку до финала игры еще далеко, пока можно сделать только промежуточные выводы: на обоих флангах происходит усиление небольших партий, которые в потенциале оттягивают голоса у крупных. Таким образом, от перемены мест слагаемых сумма не меняется – ни один лагерь не набирает достаточно голосов для формирования правительства, и ключи от коалиции по-прежнему находятся у парящего над схваткой Либермана. Однако намечаются некоторые неожиданные союзы.

Один из них – альянс Ликуда и Аводы, который даст правящей партии больше пространства для маневра. Новый правый уклон Аводы вполне допускает такую возможность, а Нетаниягу будет легче договориться с бывшим оппонентом Перецом, чем с бывшим партнером Либерманом.

Второй вариант: коалиция с участием Бени Ганца и ультраортодоксов. В СМИ появился «слив» о том, что Ганц ведет тайные переговоры с партиями харедим, предлагая создать правительство с ними и с Ликудом. Для этого бело-голубым придется расстаться с «Еш Атид».

Оба варианта подразумевают вынесение НДИ за скобки коалиции. Но насколько они реальны? Как отреагирует Либерман? Об этом станет известно после нового поворота предвыборного калейдоскопа.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке