20 июля 1951 года на пороге мечети Аль-Акса в Иерусалиме был убит король Иордании Абдалла Первый. Находившийся рядом с ним внук, 15-летний принц Хусейн, был легко ранен.
Убийцу телохранители короля застрелили на месте. Им оказался житель Старого города Мустафа Шукри Ашу, боец так называемой "динамитной команды", созданной в 1948 году при поддержке бывшего иерусалимского муфтия Амина Аль-Хусейни. Этот отряд специализировался на организации засад и минировании дорог, ведущих в еврейские кварталы Иерусалима.
Борьба за "Плодородный полумесяц"
Убийство короля Абдаллы принято связывать с его намерениями заключить мир с Израилем. Сегодня о его тайных контактах с лидерами сионистского движения, а затем и еврейского государства, известно многое. Этой теме посвящено не одно историческое исследование. Голда Меир подробно описала свои встречи с иорданским королем в автобиографической книге "Моя жизнь".
Несмотря на дружеские отношения и разговоры о мире, король Абдалла никогда не скрывал от своих еврейских собеседников, что считает своей конечной целью создание Великой Сирии под властью Хашимитской династии. В ее пределы должен был войти район так называемого "Плодородного полумесяца", включающий верховья Нила, Месопотамию и всю Палестину – от Средиземного моря до реки Иордан. Разумеется, эти планы совсем не радовали сионистских деятелей. Но и многих арабских лидеров они не радовали тоже.
Одним из главных противников короля Иордании был Амин Аль-Хусейни. Противостояние между ними, четко обозначившееся в годы Второй мировой войны, продолжилось и по ее окончании. Король Абдалла, поддерживавший англичан и пользовавшихся их поддержкой, оказался в стане победителей. Аль-Хусейни, проведший военные годы в Германии и всемерно пытавшийся помочь нацистам, оказался среди проигравших. Но мириться с поражением бывший иерусалимский муфтий не хотел.
Обосновавшись в Египте, Аль-Хусейни продолжил плести политические интриги. В 1948 году он основал в Газе "всепалестинское правительство" и провозгласил себя его президентом. Этот шаг был направлен, главным образом, против Хашимитской династии, взявшей под свой контроль Западный берег реки Иордан. Практического значения это не имело. "Правительство" Аль-Хусейни не обладало реальной властью даже в Газе, не говоря уже о других районах бывшей подмандатной Палестины.
С опаской относились к амбициям иорданского монарха и в других странах, чьи территории входят в состав "Плодородного полумесяца". Лидеры Египта, Сирии и Ливана стремились воспрепятствовать усилению позиций короля Абдаллы как в арабском мире, так и за его пределами. Они предпочитали поддерживать "правительство" Амина Аль-Хусейни, целиком зависящее от доброй воли своих спонсоров – главным образом, египетских.
Среди критиков короля Абдаллы выделялся премьер-министр Ливана Риад Ас-Сольх. Представитель суннитской общины, он пользовался значительным авторитетом в арабских странах. Его отец занимал пост министра внутренних дел в правительстве Арабского королевства Сирии, провозглашенном в 1920 году. Риад Ас-Сольх, изучавший право в парижской Сорбонне, стал первым премьер-министром Ливана. Он тоже считал себя вполне достойным претендентом на роль лидера арабского мира. Король Абдалла был одним из главных его соперников. Поэтому ливанский премьер, в пику иорданскому монарху, поддерживал "всепалестинское правительство" Аль-Хусейни. А Иорданию он вообще призывал исключить из Лиги арабских государств.
Однако, покинув свой пост в феврале 1951 года, Ас-Сольх решил примириться с Абдаллой. Ему нужен был мощный союзник в борьбе с набиравшими силу внутренними врагами. Речь шла, в первую очередь, о Сирийской социальной националистической партии, провозгласившей своей целью создание единого арабского государства на территории южных провинций Турции, Синайского полуострова, подмандатной Палестины, Сирии, Ливана, Иордании, Ирака и Кувейта. За эти кажущиеся фантастическими планы партия вела абсолютно реальную вооруженную борьбу. Ее боевики приняли активное участие в попытке переворота в Ливане в 1949 году, а в 1950 году совершили покушение на Ас-Сольха. Тогда ливанскому премьеру удалось выжить.
Поэтому, когда Абдалла пригласил Ас-Сольха посетить Амман, тот сразу же ответил согласием. Переговоры, состоявшиеся в королевском дворце, проходили в дружеской обстановке. Но удалось ли двум лидерам достичь какого-то конкретного соглашения, остается неизвестным. 16 июля 1951 года по дороге в аэропорт Аммана машину Ас-Сольха расстреляли трое боевиков Сирийской социальной националистической партии, двое из которых ливанцами и один – беженцем из Хайфы. От полученных ранений Ас-Сольх скончался на месте.
Король Абдалла выразил глубокое потрясение случившимся. Хотя, по мнению британского аналитика Патрика Сила, иорданский монарх, по крайней мере знал о готовившемся покушении, а, возможно, сам его и организовал. Подобные слухи активно циркулировали и в Бейруте, и в Аммане. Так или иначе, Абдалла пережил Ас-Сольха всего на четыре дня. Не исключено, что сторонников Амина Аль-Хусейни подтолкнула к немедленным действиям жажда мести за своего ливанского союзника, а не только стремление сорвать вероятное мирное соглашение между Иорданией и Израилем.
Читайте также
Четыре убийства за четыре месяца
Король Адбалла стал четвертым мусульманским лидером, убитым в течение четырех месяцев. 7 марта 1951 года у входа в тегеранскую мечеть "Солтани" был убит премьер-министр Ирана Хадж Али Размара. Его застрелил боевик организации "Федаины ислама". 25 марта в Тегеране был убит ближайший политический союзник Размары, бывший министр просвещения Ирана Абдул-Хамид Зангане. Спустя менее, чем три месяца, настал черед Ас-Сольха и Абдаллы. Четыре убийства за четыре месяца – настоящая волна политического террора. К существованию Израиля она вряд ли имеет прямое отношение. Иными словами, в те дни, чтобы стать жертвой террористов на Ближнем Востоке политику совсем не обязательно было поддерживать связи с евреями.
Но, так или иначе, убийство короля Абдаллы вызвало бурную реакцию в Израиле. Выстрелы на Храмовой горе были слышны на КПП "Мандельбаум", соединявшем Западный и Восточный Иерусалим. Смерть короля Иордании опечалила лидеров еврейского государства. С ним, по крайней мере, можно было о чем-то договариваться. Газета "Давар" в редакционной статье отмечала, что убийство короля Иордании подрывает усилия, направленные на урегулирование израильско-арабского конфликта.
Премьер-министра Давида Бен-Гуриона весть о выстрелах на Храмовой горе застала во время встречи с новыми репатриантами из Венгрии в Тель-Авиве. "К сожалению, я вынужден срочно отлучиться, - сказал он. – В соседнем государстве произошло чрезвычайное происшествие, и мне необходимо провести совещание в Генеральном штабе".
Министр иностранных дел Моше Шарет выступал в это время на предвыборном митинге в Хайфе (до выборов в Кнессет оставалось 9 дней). "Король Абдалла был убит на расстоянии 500 метров от еврейских кварталов Иерусалима, - заявил он. – Это убийство демонстрирует, насколько взрывоопасной является ситуация в нашем регионе. Кто знает, каким образом скажется на нас обострение обстановки в Иордании. В любом случае, мы должны быть готовы к любому развитию событий, и наша мощь должна превосходить мощь сопредельных государств".
По-своему отозвались на смерть Абдаллы представители израильской оппозиции. "Убийство короля Иордании спасло народ Израиля от позора, - заявил Менахем Бегин на предвыборном митинге партии "Херут". – Уход Абдаллы с политической арены делает невозможным подписание мирного договора, в соответствии с которым мы отказывались от Иерусалима, Хеврона и других священных для еврейского народа мест. Наш министр иностранных дел выразит сожаление в связи с гибелью Абдаллы, или, по крайней мере, будет ею опечален. Но это не выражает чувств народа Израиля, который никогда не смирится с потерей восточного берега реки Иордан".
Мирный договор между Иорданией и Израилем был подписан 43 года спустя. Своим подписи под ним поставили премьер-министр Ицхак Рабин и король Хусейн – внук короля Абдаллы, находившийся рядом с дедом в роковой для него день, 20 июля 1951 года.