Читайте также
Маятник качнулся, - и, после первого осмысления, случилась всенародная эйфория от создания правительства национального единства, которое, наконец, объединило сионистское большинство страны.
Маятник качнулся в другую сторону, - и поднялся повальный шквал возмущения «вонючим трюком».
Кадима введена в состав правительственной коалиции. Круги от брошенного в наше политическое болото мирового масштаба камня успокоятся, - и маятник замрет посередине. До следующих потрясений.
Уже почти и замер.
Как сказал один мой знакомый депутат: «Да черт с ним, с правительством единства. Главное, еще полтора года можно о зарплате не беспокоиться».
Продолжается будничная политическая работа.
Сегодня Мофаз на коне и он может облегченно вздохнуть: провальные выборы, отодвинуты в туманное будущее. А в политике действует незыблемое правило «выиграл время, - выиграл все».
В Израиле это особенно верно, - в силу непредсказуемости местного политического климата, перенасыщенного событиями и всевозможными сюрпризами.
Если бы выборы состоялись в сентябре, как ожидалось, - Кадима Мофаза больше 8-12 мандатов вряд ли бы получила. А за год, - мало ли что может произойти.
Естественно, что председатель партии Кадима Шауль Мофаз постарался провала избежать. Правда, он говорил, что Нетаниягу «лжец», и категорически заявлял, что никогда, ни при каком раскладе не вступит в это правительство. Да, было дело.
Правда, около дома Мофаза в Кохав-Яир прошла демонстрация, участники которой держали в руках плакаты со словом «Стыд». Эти наивные участники социального протеста обижались на политика, который обещал возглавить протест и бороться против «ужасного правительства Нетаниягу», - и вот, уже радостно сидит по правую руку премьера.
Кому-то «стыдно»? Отнюдь.
Давайте подумаем вместе, - может ли быть, что это правительство национального единства спасет страну от сползания в бездну средневековья, сумеет противостоять беззастенчивому шантажу партий харедим и сможет решить множество стоящих перед страной проблем? Хотелось бы верить, - что да.
Но посмотрим пристальнее на лиц знакомых выраженья.
Может ли быть, что Мофаз, обещавший остаться в Ликуде и ушедший в тот же день в Кадиму; Мофаз, обещавший никогда не входить в правительство Нетаниягу, – и молниеносно влетевший туда на крыльях убийственных опросов, - может ли быть, что сейчас Шауль Мофаз решит важнейшую и сложнейшую для страны проблему «закона Таля» и призыва харедим, как он обещает?
Может ли быть, что премьер-министр Нетаниягу, три года исправно оплачивавший счета своим «естественным партнерам» харедим и, прямо скажем, ничего особо не совершивший, теперь, получив мощное подкрепление в виде Кадимы, забудет о необходимости формирования коалиции после следующих выборов, отважно укажет на дверь зарвавшимся харедим и займется решением насущных для всей страны проблем, резко засучив рукава и выйдя из ставшей привычной за три года апатии бездеятельности?
Может ли такое случиться?
Теоретически, возможно все.
На практике, - думаю, нас ждут жесткие экономические урезания, реанимация мирного процесса по ускоренной формуле, и, под видом насущно необходимых реформ в равномерном распределении обязанностей по отношению к стране и реформы власти, - мы получим, косметические, мало что значащие изменения.
Да и с партнерами коалиция разберется. Скоро, думаю, начнется выдавливание из правительства…Нет, вовсе не харедим, а партии НДИ, лидера которой, как мне иногда кажется, наш премьер-министр откровенно побаивается.
Нетаниягу не мог и слова сказать поперек мнения Авигдора Либермана на протяжении трех долгих лет…
Вот сейчас он и постарается отыграться за свои детские страхи, опираясь на мощное плечо Мофаза…
Это, думаю, будет. А настоящие, полномасштабные реформы, - вряд ли случатся. Хотя, - буду рад ошибиться.
А что касается лидера оппозиции, председателя партии Кадима Шауля Мофаза…Извините, оговорился, - вице-премьера Шауля Мофаза, - то когда во главе партии Кадима стояла Ципи Ливни, на протяжении трех лет, Шауль Мофаз, проигравший тогда Ливни на праймериз, но получивший благодаря броне, предоставленной ему Ливни второе место в партийном списке, вел неустанную борьбу против избранного лидера партии. В рамках этой борьбы, сообщалось, готовился даже раскол Кадимы.
Поскольку расколоть оппозиционную Кадиму было выгодно и правительству, то в те дни был проведен закон, позволявший отколоться от партии семи депутатам, а не трети членов фракции, как было раньше (в случае Кадимы это составило бы десять человек).
Этот закон получил название «закона Мофаза». Хотя сам Мофаз утверждал, что он тут совершенно ни при чем. Но, тем не менее, в историю закон этот вошел именно как «закон Мофаза», а не под каким-либо иным названием.
Но два года назад раскола не произошло. Седьмого желающего не нашлось. Шестеро, говорят, были готовы, а вот седьмого не досчитались… Ошибочка вышла. Авторы «закона Мофаза» кусали себе, наверно, локти, - эх, надо было бы позволить откалываться не семи, а шести депутатам…
Но, в демократии, как в демократии. Просчитались, бывает.
Прошли годы.
Старания Мофаза и его сторонников увенчались успехом. Ненавидимая ими диктатура Ципи Ливни была свергнута.
И оказалось, что в съежившейся по опросам с 28 до 8-10 мандатов партии Кадима, для многих депутатов после следующих выборов не найдется места... Прежде всего, - разумеется, для поддержавших Ливни на праймериз…
Да, были сторонники Ливни, перебежавшие к победителям сразу в ночь выборов, в надежде на прощение. Были искавшие своего политического счастья в других партиях, но так и не нашедшие его. Были принявшие демократический выбор большинства. Были – не принявшие.
Так или иначе, - есть сегодня в Кадиме депутаты, которые не видят будущего в рядах этой партии.
Уже сегодня называются пять имен депутатов, якобы готовых к уходу из партии.
Усиленно распространяются слухи, что, дескать, потенциальных раскольников подогревает сама Ливни, которая собирается встать во главе отколовшейся фракции или создать новую партию. Не знаю, кстати, насколько сама Ливни в курсе того, как используется ее имя в этой игре, - но не в том дело.
В этой ситуации «закон Мофаза» оборачивается против своих инициаторов…
И хорошо хоть, что по этому закону отделиться могут семеро депутатов, а не шестеро…Вот ведь какая гримаса судьбы.
Но как же быть?
Да очень просто, - при демократии живем.
И 13 мая депутат Кадимы Юваль Цельнер, один из приближенных Шауля Мофаза, подал законопроект об отмене «закона Мофаза». Причем законопроект этот будет рассмотрен в ускоренном порядке, - видимо, чтобы опередить стоящих на низком старте депутатов…
Думаю, опередить успеют, - потому как депутаты-то на низком старте, но куда стартовать еще не понятно, - то ли в новую фракцию, то ли в новую партию, которой нет и непонятно, будет ли вообще…А закон можно провести довольно быстро.
И – ура, проблема решена.
«Раскольникам» придется искать уже не семь, а десять человек для ухода…
Не сказка ли? Но ведь – мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Так вот и выходит, что не живем мы по закону, - а зачастую законодатели ставят закон на службу собственных сиюминутных интересов…Законодатели, народные избранники, люди, которым вверены судьбы страны и стоящие, вроде бы, на страже закона…
Как там говорили в прежней жизни, - что охраняю, то и имею?
Или точнее будет сказать, - что у нас политическое бесстыдство, без попыток хотя бы попробовать придать делам своим вид благопристойности, стало нормой парламентской жизни?
Видимо, - так.
А жаль.