Читайте также
Последние волнения, поставившие Израиль на грань социального взрыва, напоминают нам о необходимости переосмыслить вопросы национальной безопасности в более широком плане – с учетом столь важного для экономики, политики и социума психологического фактора, как доверие (или его отсутствие).
Массовые протесты эфиопской общины против действий правоохранителей, как и протесты родителей против системы дошкольного воспитания, отражают подрыв доверия общества, как минимум, к двум базовым социальным институтам. И это - прямая угроза национальной безопасности. Потому что доверие друг к другу, как и доверие к основным общественным институтам, является основой стабильности общества и мира в нем.
Замерами уровня доверия в обществе из года в год занимаются и Институт демократии, и ЦСБ. Отчет ИД за 2018 год показывал, например, что полиции доверяют только 52% граждан (без раскладки по секторам), и при этом 46% подозревают эту структуру в коррумпированности. Кнессету доверяют только 30%, а партиям – только 16% (видимо, это в основном люди, которые имеют членский билет). Отблеск недоверия к полиции можно было заметить и в исследованиях ЦСБ: например, очень часто граждане вообще не подают жалобу на совершенное против них преступление. Не верят, что полиция найдет и накажет преступника. В 73% случаях преступлений на сексуальной почве, 55% случаев насилия или угроз, 58% случаев воровства жалоба не подается вообще.
Обратив внимание на такого рода показатели, любое вменяемое правительство должно было загодя понять, что определенным структурам насущно необходимы реформы. Однако, этого не происходит, а взаимное недоверие продолжает накапливаться, пока не перерастает в критическую «массу взрыва».
И хотя вся история человечества зиждется на истории о вере и обмане, как первородном грехе: сразу после сотворения мира и человека змей обманул Еву, которая затем обманула Адама, который затем попытался обмануть самого Бога – этот библейский миф в новые времена попытались заместить идеей рационального познания и, соответственно, рационального поведения человека. Однако, как выясняется в последнее время, и эта теория тоже оказалась мифом.
Потому не случайно одним из центральных выступлений на Герцлийской конференции по безопасности стала речь одного из самых известных в мире психологов - профессора Университета Дюка (США) Дана Ариэли. Он прославился своими работами на тему иррационального поведения людей и их стремления к обману. Одна из его книг так и называется: «Вся правда о неправде: почему и как мы обманываем».
В Герцлии он говорил о проблеме доверия, и привел в пример классический эксперимент. Доказано, что если между людьми, заключающим сделку, отсутствует доверие, то обе стороны от этого проигрывают - однако люди зачастую ведут себя иррационально и готовы потерпеть убытки, лишь бы «партнер»… не выиграл больше!
Если же недоверие приобретает массовый характер в социуме, то проигрывают от этого практически все. «Потому доверие - это важнейший национальный ресурс, который является фундаментальной основой общества», - заключил Дан Ариэли. И если же через эту призму смотреть на ситуацию с безопасностью - то можно заметить, что по каждой проблеме, затронутой на Герцлийской конференции-2019, ключевым являлся именно вопрос доверия.
О подрыве доверия к юридической системе говорил Авихай Мандельблитт, затронув вопрос юридической безопасности государства, как части безопасности национальной безопасности. Главный тезис его речи: «Делегитимация юридической системы ведет к хаосу и бесправию».
О тотальном недоверие друг к другу в израильском обществе говорил и президент Руби Ривлин, по словам которого «отсутствие конституции в Израиле порождено недоверием разных социальных слоев общества друг другу», а предложенный компромисс о еврейском и демократическом характере государстве вот уже 70 лет закрепляет эту ситуацию недоверия: ортодоксы постоянно декларируют первичность еврейских ценностей в еврейском государстве, светские требует приоритета демократических норм, а арабское меньшинство постоянно говорит о дискриминации.
На сессиях, посвященных проблеме Ирана, говорилось, что ядерную сделку (которую тоже в свое время называли «сделкой века») разрушило взаимное недоверие сторон: значительная часть элиты США заведомо не доверяла Ирану, а иранцы, в свою очередь, не верили, что соглашение может продержаться долго, потому лишь пытались выиграть это время. Что до новой «сделки века» по достижению мира с палестинцами, то, казалось бы, ее экономическая часть выдержана в соответствии со всеми требованиями классического бизнес-плана. Однако очень вероятно, что именно психологический фактор совершенно не был учтен, что договор подразумевает рациональное поведение сторон, которого нет и в помине. Даже в западной культуре, целиком построенной на рационализме, достаточно велика доля иррационального поведения, как об этом говорят исследования другого израильского ученого, лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана. Чего же тогда ждать от ближневосточной ментальности как местных лидеров, так и целых обществ?
На конференции не было, буквально, ни одной темы, на которой бы не поднимался, в том или ином срезе, вопрос о доверии. Однако парадокс в том, что везде - за исключением доклада Дана Ариэли - рассматривали не психологические механизмы, обеспечивающие доверие, а скорее, его формальные составляющие, или чисто статистические характеристики ситуации.
Особенность Ближнего Востока в том, что здесь сталкиваются два мира: рационального Запада и иррационального Востока. Их ценности слабо коррелируют друг с другом. Однако именно тут несколько наших соглашений оказались успешными вопреки взаимному недоверию сторон: мирный договор с Египтом, наше соглашение с Иорданией и договоренности с Россией по Сирии.
Хороший пример столкновениям рациума и его противоположности являет собой, помимо Израиля, и Россия, в которой попытки перенести демократический и либеральный институции на местную почву раз за разом терпят неудачу. Оливер Норт, теоретик современного институционализма, указывает, что доверие к институтам зиждется на так называемой позитивной транзакции (обмен услугами), когда выполнение договоренностей поощряется на всех уровнях. Но в восточной культуре сложилось иная практика – что нам прекрасно известно хотя бы по главному местному правилу «не оказаться фраером». Это стремление заведомо предполагает, что все вокруг, и в первую очередь власти, пытаются тебя обмануть, и в данной ситуации ничего не остается как обмануть первым.
Нынешние события в Израиле - последствия такого тотального недоверия друг к другу, и они очень похожи на симптомы «войны всех против всех», предсказанной автором теории современного гражданского общества Томасом Гоббсом - в случае, когда условия «Общественного договора» между властью и обществом систематически не выполняются.