Одна из наиболее острых проблем "русской улицы" – пенсионная проблема. Она намного острее и актуальнее, нежели тема призыва в армию ультраортодоксов. Только 20.3% русскоязычных граждан Израиля получают минимальную пенсию. Не случайно Нетаниягу подчеркнул эту проблему в день роспуска Кнессета во время выступления на Девятом канале.
За несколько дней до роспуска Кнессета представители НДИ встретились с чиновниками Минфина, чтобы проверить в какую сумму бюджету обойдется реализация их коалиционных требований по увеличению пособий по старости. НДИ требовало увеличения пособий по старости с 3.228 шекелей до 3.700 шекелей в месяц. Первичная проверка показала, что такое повышение будет стоить казне три миллиарда шекелей в год, поскольку пособие в таком случае полагалось бы всем гражданам, а не только репатриантам. В Минфине подчеркнули, что увеличение пособий будет происходить в течение нескольких лет. Последующие проверки, впрочем, показали, что это обойдется казне всего лишь в 1.5 миллиарда шекелей.
Как и почему сумма сократилась ровно вдвое? Объясню. Как мы все помним, в январе 2018 года министр финансов Моше Кахлон подписал договор с министром обороны Авигдором Либерманом об увеличении пособии по старости на 600 миллионов шекелей уже в текущем году. Они обещали, что репатрианты получат ежемесячную надбавку в размере 160 шекелей. Прошло несколько месяцев, и люди, действительно, получили надбавку к пособию по старости. Только вот в банке люди обнаружили, что надбавка эта составляет всего …9 (девять) шекелей. Когда возмущенные этим обстоятельством, они звонили мне, прося объяснить, что происходит, я отвечал, что согласно Закону о двойной выплате ("кефель ташлумим"), увеличение пособия по старости автоматически ведет к уменьшению социальной надбавки. То есть, одна рука дает, а вторая забирает. Государство выделило 600 миллионов, и большую часть их …отобрало.
Далее. Второе объяснение состоит в том, что на сегодняшний день за счет Битуах Леуми существуют 195 тысяч пожилых людей (21% от пенсионеров). В случае изменения пособия по старости без того, что будет увеличена социальная надбавка, часть людей потеряет ее и одновременно потеряют льготы, которые она дает: сто-процентную скидку на арнону, помощь на съем жилья, право на получение государственного жилья, подарок на отопление (562 шекеля в год), субсидированные дома престарелых, оплату сиделок, 50-процентую скидку на лекарства, льготы и электричество и т.д.
Пособие по старости и социальная надбавка вместе составляют 29% от средней зарплаты (11.140 шекелей). На эти деньги люди не в состоянии обеспечить существование на базисном уровне. На последних выборах четыре партии обещали решить эту проблему: "Ликуд", НДИ, "Кулану" и "Кахоль лаван". Все они знали, что это – ключ к "русским" голосам. Нет сомнения, что этот же вопрос они снова поднимут на ближайших выборах. Поможет ли это партиям? По-видимому, да. Поможет ли пенсионерам? По-видимому, нет!
Небольшой экскурс в историю. С 1955 по 1984 годы в Израиле действовало положение, по которому человек, проработавший минимум десять лет, получал пенсию в размере 40% от его заработной платы.
В 1984 году эта практика была отменена полностью. Но до 1995 года оставались так называемые «бюджетные пенсии». И по сей день в СМИ можно встретить упоминания о пенсионерах, получающих 20, 30, а то и 40 тысяч шекелей в месяц. Так вот, речь идет именно о «бюджетной пенсии». Однако и она была отменена в 1995 году для тех, кто именно с этого времени начинал выплачивать пенсионные отчисления. Тех же, кто производил эти отчисления до 1995-го года, эта отмена не коснулась.
И, наконец, в 2008-м году грянул Закон об обязательной пенсии (пенсия хова), условия которой были значительной хуже.
Пенсионные суммы по выходу на пенсию в 67 лет (в шекелях)
Читайте также
Давайте взглянем на таблицу. Люди, приехавшие после 40 лет и начавшие работать в Израиле, сталкиваются с серьезной проблемой. Пенсия, которую они получают, минимальна, но при этом часть из них лишается социальной надбавки. И это выгодно государству. В июне 2011 года были преданы гласности результаты исследования, проведенного д-ром Ади Брендером – одним из руководителей Банка Израиля. В частности, вывод, сделанный им, гласил: «Закон об обязательной пенсии, который вступил в силу в 2008 году, на самом деле, привел к ухудшению материального положения семей с небольшими доходами. А подобного рода семьи составляют 30% от всех израильских семей".
Ситуация, как видим, действительно, серьезная. И не только для репатриантов, но и для большинства граждан страны. Хотя и не для всех… В соответствии с решением, принятым Кнессетом в феврале 2017 года, начисления пенсий депутатам увеличились с 18,33% до 22,83%. О себе они позаботились.
О проблеме пенсий для репатриантов было известно с начала 90-х годов. На протяжении почти 30 лет в своих публикациях и на иврите и на русском я предупреждал, что нас ожидает катастрофа. Помню, как мне звонили возмущенные репатрианты, требуя, чтобы я прекратил свои выступления. "Из-за тебя мы получим инфаркт!", - кричали они мне в трубку. Ответы же, которые я получал от министерств, гласили: "Когда будет катастрофа, тогда мы этим и займемся".
Это уже произошло и происходит на наших глазах, но партии, ничего не сделавшие для предотвращения этой катастрофы, пытаются теперь использовать ее в своих целях. Удастся ли это? Это зависит только от нас. Пришло время, чтобы люди начали использовать выборы в своих целях!