Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Самый Новый Ближний Восток

Неожиданное известие о предстоящей встрече в Иерусалиме советников по национальной безопасности России, США и Израиля породило волну гипотез о том, что кроется за этим саммитом.

10.06.2019
Источник:Детали
רויטרס

Читайте также

Неожиданное известие о предстоящей встрече в Иерусалиме советников по национальной безопасности России, США и Израиля породило волну гипотез о том, что кроется за этим саммитом. Одна из наиболее популярных: на Ближнем Востоке зарождается новый альянс.

Обозреватель «ХаАрец» Цви Барэль анализирует основания и перспективы данного союза. На его взгляд, непосредственным поводом к встрече послужила начавшаяся кампания наступления на Идлиб.

Это — последний значительный оплот повстанцев, и его захват необходим для завершения контроля Асада над государством. Здесь сосредоточены основные силы повстанцев, около 50 000 бойцов из различных группировок, крупнейшей из которых является «Джабхат ан-Нусра».

Если сражения продолжатся, ожидается что это повлечет массовую волну беженцев в Турцию в дополнение к уже находящимся там 3,5 миллионам. Турция и Россия договорились в сентябре 2018 года, что Турция разоружит повстанцев, очистит регион от тяжелого оружия и либо передаст провинцию под контроль Асада, либо превратит ее в зону безопасности под надзором Турции и России. Но Турция не справилась со своей миссией.

Нерешенная ситуация в Идлибе нарушает планы России разработать новую конституцию для Сирии, провести выборы, стабилизировать правительство, начать реконструкцию страны и, наконец, получить компенсацию за свои затраты на войну. Таким образом, союз с Турцией перестает быть актуальным для России.

Не менее проблематично для нее и продолжение союза с Ираном. Иран рассматривает Сирию, как стратегический региональный форпост для противодействия амбициям Саудовской Аравии, открытия пути в Средиземное море и дополнения альянса, которые он создал с Ираком и Турцией.

Однако эти планы рассматриваются, как стратегическая угроза не только для Израиля и США, но и для России. Россия заинтересована в том, чтобы держать Иран в изоляции. Ее поддержка решения Ирана о возможности выхода из ядерной сделки проистекает из желания Кремля сохранять напряженность в отношениях между Ираном и США в рамках своей стратегической игры в качестве эксклюзивного поставщика нефти в Европу.

Точно так же Россия не готова просто возвращать Сирию под контроль Асада. Она видит здесь рычаги влияния на весь ближневосточный регион. Это и укреплении связей с Саудовской Аравией и ОАЭ, и создании экономического союза с Египтом, и возможное избавлении от американских и европейских санкций, и шансы на укрепление своего статуса в мире.

Таким образом, прежние альянсы можно считать в определенной мере отыгранными. Пора в очередной раз подумать о Новом Ближнем Востоке. Встреча советников по национальной безопасности Меира Бен-Шабата, Джона Болтона и Николая Патрушева дает сигнал региону, что российско-американско-израильская ось может подготовить новую ближневосточную дорожную карту.

Как полагает Цви Барэль вместе с рядом других западных и российских аналитиков, речь может идти о том, что Соединенные Штаты признают режим Асада, а в обмен Россия будет содействовать, вытеснению Ирана из Сирии. Далее следуют различные оценки того, насколько вероятен тот или иной сценарий развития событий. Достаточно ли у России влияния на Иран или на Асада, чтобы заставить того аннулировать соглашение с Ираном.

На наш взгляд, это не имеет принципиального значения. Гораздо важнее тот факт, что Москва и Вашингтон впервые открыто признали, что Израиль был, есть и будет важной площадкой для диалога между сверхдержавами.

Ни у одной другой страны Запада и Востока нет столь тесных связей с обеими ключевыми странами. И в США, и в России проживает значительная еврейская, в том числе русскоязычная диаспора, что обеспечивает геокультурную близость. И Россия и США имеют тесные экономические, технологические и научные связи с Израилем, приводящие к взаимным геоэкономическим интересам. Наконец, в сфере геополитики стало очевидным, что Израиль является наиболее стабильной, обладающей наиболее мощным военно-техническим потенциалом и предсказуемой внешней политикой державой региона.

Парадоксально, но благодаря совокупности этих факторов Израиль, несмотря на малую численность и площадь идеально подходит на роль нейтрального «смотрящего» за регионом со стороны США и России, будучи также заинтересован в поддержке обеих сторон.

Дальнейшая задача заключается в использовании благоприятной ситуации в регионе, чтобы попытаться решить не только международные, но и внутренние проблемы. В свое время развал СССР и отказ России от поддержки вооруженной борьбы палестинцев способствовали началу мирного процесса.

Можно согласиться, что «Осло» было не самым удачным соглашением и его ошибки надо учитывать. Однако, если мирный план Трампа будет подкреплен еще и некими обязательствами со стороны России, возможно, Израилю удастся, наконец, добиться гораздо более выгодных соглашений. Ситуация «ни мира, ни войны», как показывает исторический опыт, не может длиться вечно.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке