Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Газа: уступать шантажу или нанести удар?

Ситуация в Газе продолжает оставаться крайне неопределенной. Правительство продолжает колебаться между редкими ударами «кнутом» и очередной порцией «пряников».

06.06.2019
Источник:Детали
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Ситуация в Газе продолжает оставаться крайне неопределенной. Правительство продолжает колебаться между редкими ударами «кнутом» и очередной порцией «пряников». Только успели сократить зону рыболовства, как решили снова ее увеличить, катарские деньги то переправляют, то задерживают, товары двойного назначения то пропускают, то не доставляют. Однако договор о длительном перемирии продолжает ускользать, как линия горизонта.

Насколько эффективной является тактика шантажа, избранная ХАМАСом? Профессор Гилель Хирш, ведущий научный сотрудник центра «Бегина-Садата» в своем обзоре анализирует нынешнюю стратегию лидеров сектора Газы и правительства Израиля. На его взгляд, стратегия сдерживания, которого Израилю удалось добиться в Газе после трех раундов конфликта, последний из которых прошел в 2014 году, больше не работает.

После трех с половиной лет молчания ХАМАС и «Исламский джихад» нанесли четыре массированных ракетных удара вследствие ошибочного решения Израиля примириться с «маршем возвращения», который начался в конце марта 2018 года. Что еще хуже, Израиль позволил себе поддаться шантажу.

Любая хорошая стратегия неизбежно основана на максимизации относительного преимущества вашей стороны. Преимущество Израиля над ХАМАСом и его союзниками очевидно. Он обладает массивной и точной огневой мощью и, по крайней мере, по сравнению с Газой обладает стратегической глубиной.

Какими бы точными ни были ракеты ХАМАСа, они не могут конкурировать с точностью израильских ВВС. ХАМАСу все чаще удается иногда пробить систему «Железный купол» за счет массированных запусков, но даже при самой высокой эффективности эти ракеты могут поражать только здания и наносить частичный ущерб. Граждане, которые укрываются в убежищах, обычно остаются невредимыми.

В отличие от этого, Израилю удается наносить точечные удары по боевикам и, при необходимости, уничтожать здания. Удары ВВС бьют по площади сектора в 360 кв. км. ХАМАС и его союзники атакуют гораздо большую территорию, в два раза больше по площади, если включен Ашкелон, и в восемь раз больше, если под ударом находятся Ашдод и Беэр-Шева.

В последних массовых раундах обстрелов количество бомб ЦАХАЛа равнялось количеству ракетных ударов. Разница заключается в точности — почти 100 процентов для Израиля, менее 1 процента для ХАМАСа — и в самой нагрузке, которая составляет 250 кг. против ракет весом 25 кг.

С учетом небольшого размера Газы, разницы в точности и тяжести ударов, ущерб, нанесенный Газе, в тысячи раз больше, чем в Израиле. В последнем раунде обстрелов ХАМАС хвастался моральным ущербом, нанесенным израильтянам. Правда заключается в том, что психологический ущерб для населения Газы намного выше.

Разница в величине ущерба объясняет, почему ХАМАС и «Исламский джихад» запускали все меньше ракет после каждого крупного конфликта и почему после третьего и самого длительного столкновения в 2014 году Израиль добился трех с половиной лет молчания.

По крайней мере, в настоящее время стратегия Израиля состоит в том, чтобы выполнять требования другой стороны. Это не ново. Практика вымогательства применялась еще против первых сионистских поселенцев задолго до того, как арабская элита восприняла их присутствие, как угрозу. Израильское военное ведомство (и все чаще Нетаниягу и другие лидеры «Ликуда») оправдывают поддержку модели вымогательства мотивами предотвращения «гуманитарного» кризиса.

Надо признать, что без участия ХАМАСа нет никакой возможности оказать гуманитарную помощь населению Газы. Но нельзя отрицать тот простой факт, что любая уступка при импорте материалов двойного назначения в Газу увеличивает возможности ХАМАСа и «Исламского джихада» и, следовательно, увеличивает ущерб, которую они могут причинить Израилю.

В 2014 году требовалось 300 ракет, чтобы убить одного израильтянина. В ходе последнего обстрела хватило 180.

В тот момент, когда катарские доллары доходят до Газы, ХАМАС может сполна оплачивать регулярные марши протеста и угрожать израильскому населению, проживающему на границе сектора.

Однако, как указывает эксперт, все эти успехи кардинально не меняют ситуацию, и не дают возможности достичь одной из главных целей. Марши, беспорядки и обстрелы, инициированные ХАМАСом, не смогли заставить палестинцев на Западном берегу нанести удар по Израилю или ПА. ХАМАС надеялся, что эти меры в конечном итоге нивелируют последствия захвата Газы в 2007 году, который разделил объединенное в прошлом палестинское общество. Но палестинцы на Западном берегу не выступили ни против Израиля, ни против ПА, так что ХАМАС остается один на один в своей войне с Израилем.

Политика шантажа также имеет свои издержки и для ХАМАСа. Цель движения — «освободить» Палестину. Обмен перемирия на деньги и все более агрессивная риторика в стиле «освобождение Палестины от реки до моря» дает ощущение, что ХАМАС идет по пути ФАТХа, который, несмотря на все громкие декларации, в конечном итоге прекратил вооруженную борьбу.

Однако практика обмена кратковременными ударами, наряду с политикой «кнута и пряника», при фактическом выполнении условий ХАМАСа не приносит особых дивидендов и Израилю.

Таким образом, заключает профессор Хирш, наиболее эффективной стратегией для Израиля является использование сильных и массированных ударов, включая наземные операции, чтобы добиться победы. Только этот путь приведет ХАМАС к прекращению насилия, как это произошло с арабскими государствами и ФАТХом.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке