Читайте также
Мы уже писали о том, что отношения ХАМАСа с одним из своих, пусть и не основных, но спонсором Катаром прерваны. На то существует ряд глубинных причин. В частности, совершенно очевидно, что руководство палестинских «Братьев-мусульман» (а именно так правильнее всего квалифицировать идеологическую основу ХАМАСа) совершенно не собирается стать «наконечником копья» для Дохи в рамках распространения катарского влияния на регион, а уж тем более тратить свои ресурсы на борьбу с Ираном или режимом Башара Асада. При этом видимыми причинами резкого осложнения отношений стали, пожалуй, два эпизода.
Скандал, связанный с «разоблачением» неформального представителя ХАМАСа при телекомпании «Аль-Джазира» Ханфара. Напомним, катарцы обвинили его в работе на ЦРУ США, что политбюро организации, естественно, категорически отрицает. Как представляется, речь в данном случае идет в большей степени о «симметричном посыле» Дохи руководству движения. Он подразумевает полное прекращение всех контактов с ХАМАСом на всех уровнях, и объявление ему информационной войны. Естественно, что после этого автоматически были прекращена всякая финансовая помощь, а вся инфраструктура ХАМАСа в Катаре свернута.
Наличие здесь некого «шпионского» оттенка тоже не случайно, так как вся история с Ханфаром является ответом на претензии ХАМАСа, в основе которых также лежит некая шпионская история. Мы имеем ввиду историю с неудачной попыткой похищения сотрудниками израильских спецслужб эмиссара ХАМАСа М.Мабуха в ОАЭ в прошлом году, которая закончилась его гибелью от передозировки снотворного препарата. Дело сейчас фактически «замято», и даже сотрудники палестинских спецслужб из ФАТХа, которые были арестованы полицией ОАЭ, в настоящее время отпущены и депортированы. Имена их держатся в секрете, что собственно уже не имеет большого значения.
Почему остыл воинственный первоначальный пыл эмиратовских следователей? Сразу оговоримся, что давление Израиля здесь не при чем. Более того, громогласные заявления начальника полиции ОАЭ о том, что ему «угрожают агенты «Мосад» и требуют «закрыть дело», тоже необходимо отнести более к «дымовой завесе», нежели чем к реальному положению дел. Действительно, если взять этот фактор как основной для объяснения причин закрытия дела, то тогда необходимо признать, что доблестная эмиратовская полиция и все руководство ОАЭ боится израильской разведки пуще огня. И признается об этом публично всему миру. При этом понятно, что Израиль по данному вопросу комментариев не дает.
Дело «замяли» по просьбе куда более весомых для эмиратовских руководителей игроков, чем израильская спецслужба. Это конечно Махмуд Аббас, который сдуру согласился на эту совместную операцию. И Катар. А при чем здесь Катар?
По нашим данным, М.Мабух был ключевой фигурой по закупке оружия в Иране, Китае и Судане. Оружие было в основном известных «советских модификаций», включая системы ПЗРК. Деньги на закупки приходили от Катара через ряд подставных фирм. При этом непосредственно до самого сектора Газы доходил мизер. Куда же шел основной поток оружия? Он шел в Ливию. Там создавались тайные склады в пустыне, в районе Мисураты и Дерны. Кроме того, многое складировалось в самом Катаре и ждало своего часа. Кстати, часть грузов шли через тот же Судан. И шли они не только через Синай в сектор Газы, но и к ливийской границе. Был даже закуплен небольшой завод по производству боеприпасов, который был перевезен и подпольно функционировал потом на одном из промышленных предприятий Мисураты. Все это происходило задолго до «народного восстания». Выводы можете сделать сами.
В период восстания катарцы организовали сброс в том числе закупленного оружия и боеприпасов с самолетов для ливийских повстанцев. Это кстати к вопросу о соблюдении режима «бесполетной зоны». Всего таких сбросов было девять, из них три закончились неудачей из-за отказа парашютных систем. После этого было принято решение перебрасывать оружие самолетами из Катара в Бенгази, после того как он перешел под контроль повстанцев. Вообще о роли Катара в событиях в Ливии надо говорить отдельно.
Кстати, отметилась здесь и Турция. Уже после начала восстания именно турецкие маломерные (и не только) корабли перебрасывали оружие в ту же самую Мисурату. Необходимо учитывать, что большинство населения города составляют черкесы или выходцы из Турции. Напомним, до 1911 Ливия входила в Османскую империю. Связь между черкесскими общинами Турции и Ливии здесь использовалась очень хорошо. Кстати, именно этим фактом объясняется неожиданное решение М.Каддафи в свое время запретить турецким кораблям заходить в Бенгази и Мисурату для «эвакуации раненых».
Знали ли в ХАМАСе о том, что закупаемое оружие идет в большей степени в Ливию? Несомненно об этом знало часть лиц, но совсем не большинство. Организовать такую операцию против ливийского режима, находясь в Сирии, чревато очень большими последствиями. Да и иранцы бы такой вариант явно бы не одобрили. Именно здесь необходимо вновь подчеркнуть тот факт, что ХАМАС является частью мировой структуры «Братьев-мусульман» и в ливийских событиях отрабатывал именно часть работы по усилению филиала этой организации в стране при молчаливом согласии Анкары. Кстати, тот же Мабух знал ливийские реалии не понаслышке, долгое время он жил в стране, там же сохранилась и инфраструктура ХАМАСа, которая действовала вплоть до начала восстания.
Так что катарцы были в принципе не заинтересованы в подробном судебном процессе, во время которого наверняка были бы оглашены и все стороны деятельности Мабуха.
Почему произошел раскол? Мабух начал предъявлять претензии катарцам в том, что получаемая через него информация, «сливается» американцам и французам. Кроме того, у него начались проблемы с «нецелевым расходованием» выделяемых средств. Но самое главное, Доха попросила переориентировать подчиненную ему сеть на сирийское направление. Это был перебор, и грозил полным разгромом движения в случае утечки.
Кроме того, пути-дороги Катара и Турции стали расходится, а ХАМАС безусловно ориентируется на Анкару. Более того, руководство ХАМАСа все смелее стало озвучивать результаты своего внутреннего расследования по делу Мабуха, из которых выходило, что некоторые лица из спецслужб Катара допустили утечку информации в ФАТХ и не только туда о роли Мабуха в вопросах закупки оружия из Ирана, и, что важнее, о его маршрутах и образе жизни, что было расценено как «прямая наводка» на него со стороны компетентных органов Катара. Ну а далее последовала публичная сторона скандала, о которой мы уже говорили в самом начале.
Ю.Б.Щегловин