Крылатая фраза "Песах - праздник свободы" затмила в нашем сознании тот факт, что мало найдется праздников, которые, на самом деле, связаны с таким количеством ограничений. Выражение "пасхальный седер", то есть порядок проведения праздника, уже внутренне противоречиво. Оно подразумевает некий обязательный для всех регламент. В то время как понятие праздника связано, напротив, с освобождением от привычных обязанностей, рутины, заведенного порядка.
Конечно, если мы говорим о некоторой церемонии или ритуале, порядок необходим, но свобода в привычном понимании этого слова предполагает свободу воли, возможность выбора. А как выбраться из привычного распорядка "праздника свободы"?
Читайте также
И свободно ли общество, в котором
нельзя купить один из основных продуктов питания и целый ряд других в период "праздника свободы"?
нельзя ездить на общественном транспорте по субботам, хотя почему-то можно на машинах;
нельзя свободно сочетаться браком, но за границей можно;
нельзя торговать и работать по субботам, но если заплатить штраф, то можно;
можно свободно выбирать из полусотни партий, но уже десять лет подряд выбирают одного и того же человека;
все люди свободны, но некоторые свободнее других.
Например: одни свободны от службы в армии, другие - от соблюдения законов и справедливого суда, третьи - от уплаты налогов, и так далее.
Другие, наоборот, могут свободно умереть за Родину, но не могут свободно жениться, быть похороненным на своей земле, купить в магазине то, что им хочется или когда им хочется.
Мы так привыкли называть Государство Израиль единственной демократией на Ближнем Востоке , что в обмен на огрызки гражданских свобод практически смирились с отсутствием множества основных прав и свобод человека. А ведь свобода совести послужила основой современного западного мироустройства.
Об отсутствии конституции нам уже 70 лет говорят, что ее принятие нарушит пресловутый "статус кво". Понятно, что наличие конституции и ее гаранта само по себе ничего не гарантирует. Но и отсутствие такого основополагающего документа не делает нас свободнее.
Под видом необходимости сохранения еврейского государства и еврейских ценностей в стране фактически процветает беспрецедентно высокий уровень свободы одних людей в ущерб другим. Хотите, чтобы люди соблюдали еврейский закон? Научитесь преподавать его, а не заставлять исполнять из-под палки.
На свободу с чистой совестью
Можно до бесконечности перечислять нарушения основных свобод в Израиле, если бы не одно "но". Дело в том, что понятие свободы - одно из ключевых и в то же время самых противоречивых в современном обществе, переживающем кризис либерализма. Да и сам либерализм произошел от латинского "либертас" - свобода, открывающей святую троицу нынешней демократии: свобода, равенство, братство.
В древности с этим было проще: "Рабами были мы, сейчас - свободные люди", как сказано в пасхальной Агаде. Противопоставление свободы - рабству самое простое. Оно имеет свои исторические корни: тот, кто был готов умереть за свою свободу, становился господином, остальные превращались в рабов.
Однако, как заметил раввин Адин Штайнзальц, "отсутствие рабства еще не означает свободу… можно просто остаться рабом без хозяина". Принято считать, что Моисей сорок лет водил народ по пустыне, чтобы вымерло поколение рабов. Но откуда могут взяться свободные люди при наличии их отсутствия?
В разных языках, включая русский, существует два разных слова, которые считаются синонимами, но на деле таковыми не являются - свобода и воля, в смысле вольность. Или по-другому, "свобода от…" и "свобода для…"
Свобода от … чего-то или кого-то понимается, как отсутствие внешнего насилия, свобода от воли другого. Свобода для… чего-то - позитивная свобода, возможность заниматься чем-угодно по своему выбору.
Еще в конце XIX - начале XX века философы поняли, что ни капитализм, ни социализм, ни вообще социальное переустройство само по себе не дают подлинной свободы.
К тому же внутренняя свобода не менее важна, чем внешняя. При всем хоровом декларировании свободы за пасхальным столом можно заметить у себя внутренний Египет с фараоном, котлами с мясом и золотым тельцом. А самое сложное - стать самому себе внутренним Моисеем, который слушает внутренний глас Божий. И тогда можно выйти на свободу с чистой совестью.
Раб без хозяина остается рабом
Израиль с традиционным еврейским хитроумием занимает двойственную позицию. При том, что большинство граждан желает жить по западным стандартам, они постоянно ищут компромисс с тем, что сами зачастую называют "религиозным диктатом".
От этого пока никуда не деться, ибо с учетом того, что освобождение от власти чувств началось всего пятьсот лет назад, до подлинной свободы воли еще далековато.
Так что, если часть израильтян полагает, что как только начнет ходить транспорт по субботам, а торговые центры - работать без перерыва, чтобы мы могли, проработав пять дней, два дня без помех поклоняться Маммоне вместо изучения Торы - это будет так же наивно, как думать, что от советского мышления можно избавиться путем переезда в западную страну. Замена частично теократического общества полностью потребительским - равносильна замене хрена на редьку.
Свободные алкоголики
А вот другой путь представляется гораздо перспективнее. Вместо ограничений свободы другого человека - неважно чем, тем, "что не наносит вреда другому", как во Франции или, как в России, где "свобода дать в морду ограничена лишь возможностью получить ответный удар" - увеличивать пространство общей свободы. Но без фанатизма, ложной политкорректности и бездумного мультикультурализма.
Ибо на Западе положение немногим лучше: рост свободы, понимаемой, как вседозволенность, и замена политического рабовладения на экономическое порабощение приводит к все большему росту зависимостей. От обычных алкоголиков и наркоманов к трудоголикам, сексоголикам, игроманам и интернетомании.
Сообщество анонимных алкоголиков впервые для современного мира открыло, что освободиться от одной из самых смертельных болезней можно, встав на путь духовного развития. Кстати, и сама структура АА является одной из самых свободных общественных структур: здесь нет ни членских взносов, ни принудительных обязательств, все руководство регулярно переизбирается, все обязанности берутся добровольно и т.д. Проблема только в том, что все они вынужденно встали на путь свободы. И не могут остановиться, ибо в противном случае, как неоднократно доказано, опять скатываются на дно.
По образу и подобию
Как встать на путь свободы добровольно? Как утверждают современные исследователи, один из основных законов логики воли гласит: истинная свобода приводит человека в созвучие с мирозданием. Иными словами, если человек обретет способность сознательно приводить свои процессы мышления, чувствования и волеизъявления в гармонию между собой и миром, тогда и возникает свободное Я.
Именно об этом и говорится в Ветхом Завете: Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Эрих Фромм, в работе "Библейская концепция человека" так сформулировал этот исторический процесс: "Человек, пленник природы, освобождается, полностью очеловечиваясь. В библейском и более позднем еврейском понимании, свобода и независимость суть цели человеческого развития; назначение человеческих деяний есть постоянный процесс самоосвобождения от пут, привязывающих человека к прошлому, к природе, клану и идолам".
Таков жестоковыйный еврейский народ: одни вспомнят о свободе лишь раз в году, чтобы во все остальные дни забыть о ее существовании; другие, напротив, именно в свободе видят смысл своего существования, как человека, каждый день своей жизни.