О том, что у президента США Дональда Трампа есть планы решения израильско-палестинского конфликта, начали говорить два года назад. Однако пока только он сам и еще четверо посвященных знают точные детали. Даниэль Пайпс, президент Ближневосточного форума, попытался проанализировать частично известную информацию, чтобы сформулировать основные черты "сделки века", которую Трамп, судя по всему, опубликует уже в этом месяце.
По имеющимся данным, план предполагает признание Израиля арабскими странами. В ответ на это Израиль должен признать палестинскую автономию независимым государством со столицей в Иерусалиме. Этот подход основывается на предложениях, выдвинутых президентом Египта в 2016 году, администрацией Обамы в 2009 году, а также "арабской мирной инициативой" 2002 года.
Однако если раньше Израиль либо начинал свою часть сделки первым, либо имели место призывы к одновременным шагам, в данном случае арабские страны должны первыми признать Израиля – и только затем Израиль ответит. Такой вариант побудил председателя ПА Абу Мазена (Махмуда Аббаса) отвергнуть "сделку века", когда он встретился с Трампом в мае 2017 года. Несмотря на эту реакцию, подобная сделка содержит много элементов, выгодных для палестинцев.
Читайте также
Государство Палестина будет включать зоны А и В в Иудее и Самарии, а также части зоны С. В целом к новому палестинскому государству отойдут 90 процентов территории Иудеи и Самарии. Столица будет находиться в пределах обширных муниципальных границ Иерусалима, возможно, в районе от Шуафата до Исавии, Абу-Диса и Джабель-Мукабер. Международный орган будет осуществлять надзор за совместной палестино-израильской администрацией, управляющей святыми местами Иерусалима, включая Старый город. Совместный орган палестинского государства и Иордании будет контролировать исламские святыни Иерусалима. Египет, Иордания и Ливан натурализуют своих палестинских жителей. Еврейских граждан придется переселить из небольших поселений Иудеи и Самарии, а сухопутный коридор соединит Иудею и Самарию с Газой.
Сектор Газа присоединится к палестинскому государству после того, как власти ПА возьмут над ним контроль. Вашингтон организует гигантский пакет экономической помощи – порядка 40 млрд. долларов, или по 25 тысяч долларов на каждого жителя ПА. Палестинцы получат временный доступ к некоторым израильским морским портам и аэропортам до тех пор, пока иностранные фонды не построят аналогичные объекты в палестинском государстве.
В обмен палестинцам, по-видимому, придется принять несколько условий: продолжение израильского военного контроля над границами Палестины, ее воздушным и морским пространством, а также долиной реки Иордан. Признание правительством США законной аннексию Израилем крупных еврейских поселенческих блоков в Иудее и Самарии (порядка 10 процентов от их нынешней территории). Отказ от "права на возвращение" палестинцев, проживающих вне территории Израиля, в обмен на компенсации.
Этот план имеет три основным минуса, вызывающие серьезное беспокойство, считает Даниэль Пайпс. Во-первых, выгоды для Израиля иллюзорны. Его мирные договоры с Египтом (40 лет назад) и Иорданией (25 лет назад) не привели ни к росту торговли, ни к дружественным отношениям, ни даже к человеческим контактам. Очень небольшое количество туристов сейчас посещает Иорданию. В Египет не ездит никто в связи со сложившейся там обстановкой. Оттуда потока туристов в Израиль также не наблюдается. Напротив, среди простых египтян и иорданцев усилились антисионистские настроения, а мирные договоры с Израилем позволили правительствам этих арабских стран значительно пополнить свои арсеналы, закупая оружие на Западе.
Такая же картина наблюдалась после заключения Израилем соглашения с Ливаном в 1983 году, и с ООП в 93-м. Почему признание Израиля Саудовской Аравией или Бахрейном изменит картину? Иными словами, признание арабскими государствами вряд ли поможет Израилю. С другой стороны, надо помнить, насколько часто в арабских странах происходят перевороты и смещения правительств. Только на этой неделе ушли со своих постов президенты Судана и Алжира. То, что подписано одним президентом, через неделю может быть аннулировано другим.
Прекращение требования палестинцами "права на возвращение" - выгода сугубо иллюзорная. Кстати, в большинстве случаев речь уже не идет о людях, покинувших свои дома в 1948 году, а об их детях и внуках. В результате подобного соглашения палестинцы получат реальные и необратимые выгоды – деньги, территорию, легитимность. Однако не факт, что они не продолжат антиизраильскую, в том числе и террористическую деятельность. Мы это уже увидели на примере провалившейся концепции Шимона Переса по "Новому Ближнему Востоку", пишет Пайпс.
Если после провала плана Трампа (как, собственно, проваливались до этого все планы решения израильско-палестинского конфликта) Израиль начнет ему жаловаться на действия "палестинских партнеров", Трамп уже вряд ли захочет возвращаться к этому проекту.
Даниэль Пайпс считает, что предполагаемый план является большим просчетом традиционной "израильско-палестинской дипломатии". Он требует слишком мало от арабов, и слишком много от израильтян. Скорее всего, этот план потерпит неудачу, так же, как аналогичные инициативы Клинтона, Буша и Обамы.