Читайте также
О том, что не проверили ни полиция, ни госконтролер
Инвестором в высокотехнологичную компанию Бени Ганца "Пятое измерение", получившую от полиции Израиля пилотный проект стоимостью в несколько миллионов шекелей без какого-либо тендера, являлся не кто иной, как Виктор Вексельберг, близкий соратник Путина, против которого прошлой весной были введены американские санкции. В партии "Бело-голубых" утверждают, что "в действиях Ганца изъянов не было".
Согласно отчету государственного контролера, полиция под руководством занимавшего до недавнего времени должность ее генерального инспектора (главы) Рони Альшейха договорилась о заказе у компании, нынешнего лидера партии "Бело-голубых" Бани Ганца "Пятое измерение" высокотехнологического проекта в сфере искусственного интеллекта стоимостью в 50 миллионов шекелей (около 15 миллионов долларов США).
Не обращаясь к другим компаниям, занимающимся подобными темами в Израиле или за рубежом, без проведения тендера, полиция предоставила возможность компании "Пятое измерение" провести пилотный проект с бюджетом в четыре миллиона шекелей (выплаченных компании из государственной казны). Этот пилотный проект был предоставлен, несмотря на то, что компания "Пятое измерение" не только не имела никакого соответствующего опыта в данной области, но и не провела никаких исследований, и даже не обладала какими-либо серьезными клиентами, но, предоставила полиции неточные данные о своей работе.
Однако, экономические аспекты недавнего отчета государственного контролера о получении компанией "Пятое измерение" проекта у израильской полиции вне конкурса - это лишь одна сторона этой весьма странной истории. Куда более серьезной проблемой, и вовсе обойденной вниманием госконтролера, являются опасения по поводу того, что "интеллектуальная собственность" полиции, иными словами, полицейские базы данных, работой с которыми и занималась компания "Пятое измерение", могли оказаться в руках чужого государства.
Хотя компания "Пятое измерение" получила доступ к внутренней информации израильской полиции, та даже не удосужилась проверить связь этой компании с российским олигархом Виктором Вексельбергом, и не рассмотрела угрозы, касающиеся возможности того, что информация, полученная компанией, может оказаться в распоряжении другой страны.
Российский олигарх Виктор Вексельберг являлся одним из ключевых инвесторов компании "Пятое измерение". При этом он известен, как один приближенных президента России Владимира Путина, и как человек, в отношении которого со стороны администрации США были введены санкции.
Помимо участия в российском энергетическом бизнесе, как раз и ставшего причиной американского санкций, Вексельберг, стремясь заполучить для России передовые технологии, на протяжении многих лет занимался инвестициями в западные высокотехнологические проекты. Он возглавлял знаменитый проект "Сколково", цель которого создать под Москвой "Силиконовую долину" и привлечь передовые технологические компании с Запада, финансировал совместный с Массачусетским технологическим институтом проект и инвестировал в западные технологии, в том числе через американскую компанию Columbus Nova.
В 2014 году бостонский отдел ФБР предостерег против технологических инвестиций, так или иначе связанных с возглавляемым Вексельбергом Фондом "Сколково", из-за опасений по поводу стремления российского правительства заполучить контроль над передовыми западными технологиями. Когда же в апреле прошлого года против Вексельберга были введены санкции, многие структуры на Западе окончательно прекратили с ним какие бы то ни было контакты.
В этой связи в адрес компании "Пятое измерение" было высказано немало критики. Поскольку компания предназначала свои продукты для сферы национальной безопасности США, ей, для того, чтобы остаться актуальной на этом рынке, с момента введения санкций против Вексельберга, следовал действовать быстро решительно. Однако вместо этого компания бездействовала до тех пор, пока санкции не привели ее к окончательному краху и закрытию.
Тот факт, что израильская полиция была связана с компанией "Пятое измерение", контролируемой столь спорной фигурой, как Вексельберг, вызывает массу вопросов.
Была ли проведена в полиции оценка значения и последствий работы с этим олигархом? Были ли в этом контексте проверены риски с точки зрения безопасности? Была ли принята в расчет вероятность того, что "интеллектуальная собственность" полиции, иными словами, секретная государственная информация, может в итоге оказаться в чужих руках? Потребовала ли, наконец, полиция от компании "Пятое измерение" каких-либо действий после того, как в апреле против Вексельберга были введены санкции США? Наше журналистское расследование показало, что этим аспектом в деятельности компании "Пятое измерение" полностью пренебрегли.
Реакция полиции:
"Решение начать пилотный проект ставило перед собой цель проверить обоснованность создания платформы искусственного интеллекта для израильской полиции. Так или иначе, помимо этого пилотного проекта никаких обязательств дано не было, и никаких дополнительных контактов не велось.
Решение провести пилотный проект без тендера было принято комиссией по вопросам проведения тендеров и подтверждено ведомственной комиссией по освобождению от тендеров. Представители компании, принимавшие участие в пилотном проекте, прошли необходимые проверки информационной безопасности, компания создала платформу на полицейских серверах и вся загруженная туда информация была удалена сразу после завершения пилотного проекта".
Реакция партии "Бело-голубых":
"В действиях Ганца, в том, что касается работы компании "Пятое измерение" изъянов не было. Как разъяснил государственный контролер после публикации своего отчета – никакой криминальной составляющей против Ганца или кого-либо другого в компании "Пятое измерении" нет. Все дальнейшие обсуждения этой темы являются предвыборными спекуляциями".
Реакция ведомства государственного контролера:
"В докладе отмечаются допущенные полицией в сфере закупок недостатки, некоторые из которых являются серьезными. В 18 случаях генеральному прокурору были переданы подозрения на преступные действия со стороны сотрудников полиции. Частные поставщики и частные лица проверены не были, поскольку полномочия государственного контролера на частный сектор не распространяются".
Акива Бигман, Исраэль Ха-йом
Перевод Александра Непомнящего