Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+17+13
Иерусалим
+13+9

Мнения

А
А

Дилемма палестинского национализма

Палестинцы обладают чувством общей культуры, хотя и с недавнего времени. Они также укоренены на определенной территории. Таким образом, у них есть формальные критерии для создания национального государства.

16.03.2019
Источник:Детали
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Варшавский саммит и неудачная встреча в Москве в попытке примирить палестинцев стали поворотным пунктом, давшим ясный сигнал о глубоком кризисе. Ведущий эксперт центра стратегических исследований им. Бегина-Садата при Бар-Иланском университете, д-р Алекс Иоффе анализирует причины неудачи палестинского национального дела.

Палестинцы обладают чувством общей культуры, хотя и с недавнего времени. Они также укоренены на определенной территории. Таким образом, у них есть формальные критерии для создания национального государства. Так почему же они не смогли его построить? По мнению д-ра Иоффе, отчасти ответ заключается в противоречивой внутренней логике палестинского национализма, которая основана как на положительных, так и на отрицательных принципах.

С одной стороны, он опирается на романтическое видение воображаемого прошлого, миф о предках, сидящих под оливковыми деревьями. С другой стороны, палестинский этос является негативистским, обвиняя в своих проблемах пороки «поселенческого-колониального» сионизма. Эксперт обращает внимание на один из основных символов Палестины: боец с винтовкой и карта, на которой отсутствует Израиль. Это подразумевает, что палестинская идентичность существует только посредством этно-религиозной борьбы.

В начале Первой мировой войны непосредственная идентичность населения страны была ограниченной — приверженность клану, племени, деревне, городу или религиозной секте. Заявления палестинских лидеров, которые датируют происхождение своего народа чуть не периодом верхнего палеолита, свидетельствует об их глубокой уязвимости в этом вопросе.

Центральное значение сопротивления сионистскому врагу, отрицание еврейской национальной самобытности, а также необходимость оставаться беженцами, пока не произойдет их магическое возвращение в мифическое прошлое, ведет палестинский национализм в тупик. К этим противоречиям следует добавить возрастающую напряженность между более крупными идентичностями (а именно арабизмом и исламом) и меньшими идентичностями (племенами и кланами).

Такая напряженность проявляется и в конфликте ХАМАС-ФАТХ. ХАМАС бросает вызов движению ФАТХ, ПА и ООП нарративом «религиозного национализма». В результате ООП была вынуждена постоянно исламизировать себя, чтобы конкурировать с ХАМАС. Поддержка палестинцев исламистами во всем мире также подталкивает их к продолжению конфликта.

Д-р Алекс Иоффе приводит в качестве аналогичного примера полную деконструкцию иракского общества после 2003 года. Восстановление Ирака оказалось чрезвычайно сложной задачей и эта страна остается разделенной, по крайней мере, по трем основным этническим сообществам: суннитам, шиитам и курдам. Подобным же образом, палестинская идентичность плохо подготовлена для создания единого, ориентированного на будущее современного национального государства.

Проблема создания жизнеспособного государства является имманентной для арабских и исламских стран. Государство в них, по сути, является продолжением или инструментом правящего племени, секты или идеологии. Поэтому институты безопасности таких обществ, в отличие от социальных институций, весьма сильны. Также и в палестинском обществе органы безопасности построены по клановому принципу. Но, как и во многих арабских государствах, здесь службы здравоохранения, образования и социального обеспечения либо игнорируются, либо финансируются из внешних источников, в частности, из средств БАПОР.

Палестинское национально-государственное строительство ориентировано на руководство, где верность обменивается на систему обслуживания и защиты. Элитам, ищущим ренту, и их клиентам комфортно, пока есть деньги и для них, и для удовлетворения основных потребностей населения.

Исследования показывают, что одним из положительных аспектов палестинского национального опыта является рост предпринимательства за пределами досягаемости традиционных элит. Это касается сектора высоких технологий и появления прослойки предпринимателей среди женщин. Теоретически это дает возможность как нового вектора экономического развития, так и появления нового умеренного национализма, который частично стимулируется израильской экономикой и обществом.

По мнению эксперта, прогноз успешного палестинского строительства не очень обнадеживает. Элиты обладают оружием и сторонниками, и эта ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем. Кроме того, попытка со стороны Запада и Израиля укрепить секторы, бросающие вызов традициям, может иметь неприятные последствия.

Оставить палестинцев в покое для развития собственного общества невозможно, поскольку их политические элиты остаются в ловушке ситуации жертвы, сопротивления и зависимости, которая поддерживает их собственную власть. Неизбежная близость Израиля к палестинским территориям также делает автономное развитие любого рода маловероятным.

Пока психологические и культурные параметры палестинского национального нарратива не могут быть изменены таким образом, чтобы принять идентичность «другого», израильтяне и Запад, наряду с самими палестинцами, оказываются перед тяжелой дилеммой.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке