Читайте также
Оказывается, общепринятое мнение, будто Ишмаэль (сын Авраама) был родоначальником арабских народов, не подтверждается ни Библией, ни другими историческими свидетельствами. Такую точку зрения высказал доктор Марк Дюри, исследователь из Центра по изучению ислама при мельбурнской Школе теологии.
Дюри показывает, что на протяжении веков мусульмане, христиане, евреи и даже многие историки считали само собой разумеющимся, что арабы произошли от Авраама через Измаила (Ишмаэля). Собственно, все они опирались на Библию, где описывается его происхождение от наложницы Авраама, египтянки Агари. Отсюда же в современное время выводились и духовные корни арабо-израильского конфликта.
Действительно, в Ветхом завете ангел пророчествует Агари, что ее сын "будет между людьми как дикий осел; рука его на всех, и руки всех на нем» (Быт., 16:12), а затем говорится, что потомки Ишмаэля "поселились пред лицем всех братьев своих" (там же, 25:18). На этом факте покоились и теории многих теоретиков сионизма о том, что в сущности арабы являются двоюродными братьями евреев, и стоит преподнести арабам Палестины блага современной цивилизации, как они вместе смогут воссоединиться в порыве братской любви.
Однако даже в Библии нигде прямо не говорится, что Ишмаэль стал родоначальником арабов. Откуда же возникла эта гипотеза?
Исследования Фергуса Миллара, профессора кафедры древней истории в Оксфордском университете, показывают, что не кто иной, как еврейский историк Иосиф Флавий в работе "Иудейские древности" впервые стал утверждать, что Ишмаэль был отцом арабов, и, таким образом, Авраам стал общим предком арабов и евреев. От Флавия эта предполагаемая связь между арабами и Авраамом через Ишмаэля перешла в сознание христиан, а затем проявилась и в раннем исламе.
Коран также прямо не говорит об Измаиле или Аврааме, как о предках арабов, хотя там, действительно, есть Авраам и Измаил, молящиеся Аллаху, чтобы сделать их потомков мусульманским народом. Но эта связь больше прослеживается в более поздней литературе. Таким образом, в исламской традиции Авраам и Измаил (Ишмаэль) стали считаться не только духовными предками Мухаммеда, как исламского пророка, но и физическими предками арабов.
М. Дюри ссылается на работу "Ишмаэль и арабы" (1976) профессора Исраэля Эфаля из Иерусалимского университета, который проблематизировал устоявшуюся связь "братских" народов. Он использовал в своей работе как исторические свидетельства самой Библии, так и этно-лингвистический анализ.
Библия говорит как об измаильтянах, потомках Измаила, так и об арабах, но не объединяет их. Профессор Эфаль отметил, что измаильтяне упоминаются в Библии ранее, а ссылки на арабов даются позже. Хотя и те, и другие относятся к кочевым народам, но они разделены веками. Эфаль заключает, что упоминания об "измаильтянах" прекращаются к середине X-го века до н.э., а упоминания об "арабах" начинаются только в середине VIII-го века до н.э., поэтому "нет исторического основания для традиции ассоциирования измаильтян с арабами".
Эфаль указал, что идентифицируемые языки, связанные с группами, происходящими от Авраама и его племянника Лота, являются членами языковой семьи, известной в семитской лингвистике, как "ханаанские" языки. Это говорит о том, что измаильтяне были носителями ханаанского диалекта, как и все другие ветви семьи Авраама.
Эту гипотезу впоследствии подтвердил профессор Миллар. Как предполагается, со временем носители арабского языка вытеснили некоторые из ранних ханаанских народов, включая измаильтян, из мест их проживания, и поселились там.
Так что Ишмаэль не был отцом арабов, равно как и Авраам. Ишмаэлиты, вероятно, были ханаанеями, но говорили не на раннем арабском языке, а на диалекте, похожем на иврит. Со временем они исчезли или были поглощены другими группами, как и многие другие древние народы.
Таким образом, в реальности совершенно неважно, кто является чьим отцом и братом. Важно, объединяет ли этот миф людей или, напротив, ведет к вражде между братьями. И не менее важно, какой миф внедряют в массовое сознание власти предержащие.
Поэтому не стоит ломать голову над тем, являются ли арабы нашими братьями по крови или нет. Гораздо интереснее, удастся ли евреям изобрести миф, который позволит нам жить в мире.