Число двенадцать
В недельном чтении "Пкудей" описывается то, как мастер Бецалель изготовил скинию и ее утварь. Среди прочего в этой главе сообщается, что на эфоде священника были прикреплены камни в честь двенадцати колен сынов Израилевых: "И оправили камни ониксовые, вставив их в золотые гнезда и вырезав резьбою печати по именам сынов Израилевых. И положили их на оплечия эфода, камни памяти для сынов Израилевых…" (39.6)
В недельном чтении "Тецаве" уточняются следующие детали: "И возьми два камня оникса, и вырежь на них остальных на другом камне, по порядку рождения их. Работою резчика на камне, резьбою печати вырежь на обоих камнях имена сынов израилевых, оправленными золотыми гнездами сделай их. И положи эти два камня на оплечия эфода. Это камни на память сынам израилевым, и да будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих плечах своих для памяти" (28.9-12)
Итак, имена двенадцати сынов Израиля были попарно запечатлены на двух камнях оникса, подобно тому как десять заповедей были попарно запечатлены на двух каменных скрижалях завета.
Само эта разделение десятки и дюжины на две пары имеет свой смысл. Пара - это атом диалектики, поэтому все и всегда не только составляет с чем-то пару, но и само при первой же возможности на пары разделяется. Это даже отражается в нашем арифметическом мышлении и в нашем языке. Мы выделяем простое число "два", противопоставляя его всем прочим простым числам, в понятии "четности". Действительно, лингвистическое разделение всего множества чисел на "четные" и "нечетные" означает, что число два противопоставляется всем остальным простым числам, являющимися нечетными. Поэтому закономерно, что десять заповедей (десять пальцев) разделены по паре пятерок, а двенадцать имен сыновей Иакова по две шестерки имен.
Между тем, в нашей недельной главе описывается и другой предмет священнических одеяний, установленный в знак двенадцати сыновей Иакова: "И сделал наперстник… четырехугольный был он, двойной сделан был наперстник: пядь длина его и пядь ширина его, двойной. И вставили в него четыре ряда камней. Ряд: рубин, топаз и изумруд - один ряд. А ряд второй: карбункул, сапфир и алмаз. Ряд третий: яхонт, агат и аметист. И четвертый ряд: хризолит, оникс и яшфэй, обрамленные золотыми гнездами, в оправе их. Камни же эти по именам сынов Израиля: двенадцать для имен их, резьбы печатной; каждый для имени на нем, для двенадцати колен" 39.11-15)
Итак, мы видим, что имена двенадцати колен Израиля были записаны на священнической одежде словно на двух "каменных скрижалях", а на наперснике в честь каждого из колен устанавливался отдельный свойственный ему камень.
Как известно, каждое из колен, каждый из сынов Израиля связывается также и с каким-либо знаком зодиака, а тем самым и с каким-либо лунным месяцем. Так, например, Реувен связан с месяцем тамузом, а Шимон с авом.
Ведь их число совпадает - число сынов Израиля и число месяцев года. И об этом числе - числе двенадцать – имеет прямой смысл поговорить.
Читайте также
Число двенадцать примечательно тем, что мы мерим им все, что связано со временем. Протяженные предметы, размеры площадей человечество везде и повсюду измеряет с использованием десятеричной системы, в то время как единицы измерения времени отсчитываются дюжинами. Везде и повсюду число часов в дне было двенадцать. Сам час мы делим на минуты, кратные шести и т.д.
Трудно удержаться от мысли, что практической причиной, побудившей человечество пользоваться при исчислении времени дюжиной, а не десяткой, связано с числом лунных месяцев солнечного года. В течение года полная луна двенадцать раз появляется на небосводе. Это такая же объективная данность, как десять пальцев на руках человека.
При счете человеку естественно пользоваться десятеричной системой, коль скоро у него "под рукой" всегда имеется десять пальцев. Естественно заключить, что по этой же причине люди измеряют время числами, кратными шести и двенадцати, потому что над их головой в течение года двенадцать раз появляется луна.
Исследователь календарей и хронологий Н. Идельсон пишет: "куда ни проникает взгляд хронолога, он везде обнаруживает именно лунное счисление в основе первичного календаря".
Двенадцать месяцев мы встречаем в древневавилонском календаре, которым пользовались 5 тысяч лет назад. 12 месяцев использовали египтяне, календарь которых возник чуть позже. Не менее трех тысяч лет создан календарь в Китае, который учитывал те же 12 месяцев. Иудаизм не только не представляет исключения, но даже всматривается в эту действительность как в религиозно осмысленную.
Год и месяц
В нашем недельном чтении мы читаем: "И было в первый месяц второго года, в первый день месяца, поставлена была скиния" (40.17)
Иными словами, скиния была воздвигнута ровно через год после того как евреи выполнили первую возложенную на них заповедь - заповедь отсчета времени по лунному циклу: "Месяц сей да будет у вас началом месяцев" (Шмот 11.2)
Если Всевышний решил приурочить начало храмовых служб строго к годовщине с момента отсчета еврейского календаря, с момента исчисления лунных месяцев, то значит, Он придает равное значение двум этим циклам: солнечному (годовому) и лунному (месячному), и соответственно еврейский календарь является лунно-солнечным (в отличие от только лунного у мусульман и только солнечного у христиан).
Одновременно следует напомнить, что рождение новой луны - это религиозный праздник, предписанный самой Торой ("в началах месяцев ваших приносите всесожжение" (Бемидбар 28.11).
Таким образом двенадцать появлений лунного диска на небосводе в течение года - это не просто календарная, но и вполне религиозная данность.
Итак, значение лунного и солнечного циклов в еврейской традиции в основе своей одинаково. Соответственно "лунное число" - число двенадцать, появляющееся в результате соотнесения лунного и солнечного циклов, - представляет собой определенную "еврейскую константу". Число двенадцать или число шесть фигурируют в самых базисных характеристиках еврейского бытия. Так, Магараль отмечает, что исход произошел в тот момент, когда число еврейских душ достигло шестисот тысяч, что по его мнению связано именно с достижением "совершенного числа" - шести. Магараль пишет: "Полнота Израиля - это число. Так как когда вышли из Египта их было шестьсот тысяч душ, и когда согрешили созданием тельца их было шесть тысяч душ, и в недельном чтении "Бемидбар" их было шестьсот тысяч, и в недельной чтении "Пинхас" их так же было шестьсот тысяч. Из этого видно, что форма Израиля и его полнота - шестьсот тысяч. А то что число это увеличилось впоследствии – это из-за благословения, но число совершенства, присущее Израилю – это шестьсот тысяч. И смысл этого понятен, потому что число шесть - это число полноты, так как распространяться можно лишь в шести направлениях" (Гвурат Ашем 1 и 12).
Однако прежде чем продолжить размышление о числе шесть (двенадцать) и его особенностях, на основании уже сказанного уместно высказать следующее предположение: Возможно, человечество измеряет время числом двенадцать не потому, что луна появляется на небосводе двенадцать раз в году, а луна появляется на небосводе двенадцать раз, потому что Всевышний видит природу времени сообразной этому числу и соответственно этому числу установил соотношение лунного и солнечного цикла.
Две каббалистические традиции
Для религиозной мысли достаточно очевидно, что число десять стало основой счета не просто потому, что у человека всегда "под рукой" десять пальцев, а потому что Всевышний создал этот "естественный арифмометр" в соответствии с числом Его собственных фундаментальных качеств (сфирот), коль скоро человек вообще создан по Его образу и подобию. Во всяком случае, вполне можно допустить, что решение относительно числа пальцев – а именно, что их пять, а не три, не четыре и не шесть – вынесено где-то в очень высоких сферах и таит в себе глубокий смысл.
Но число двенадцать, привязанное к движению небесных тел, мертвых и ко всему безразличных - неужели и тут все может быть не случайно? Ведь в этой области мы постоянно натыкаемся на всевозможные несоответствия.
Взять хотя бы это пресловутое соотнесение лунного и солнечного циклов. Ведь их нестыковка и несообразность создавала головную боль для всех хронографов на протяжении веков. Ребенку известно, что число дней года невозможно привести в соответствие с числом месяцев, и даже с числом дней, что вроде бы свидетельствует о полной случайности всех этих периодов.
Но с одной стороны, например, соотношение круга и его диаметра также нельзя соизмерить "рационально", а с другой стороны, в отношении луны и солнца как раз можно обнаружить одну особенность, подтверждающую то, что в этом вопросе имеет место Божественный произвол. Она состоит в том, что различаясь значительно по двум параметрам - по размеру и по расстоянию удаленности от земли, они при этом приведены в такое соответствие, что на небосводе луна и солнце занимают при одинаковом угле стояния на горизонте одинаковую площадь. Лунные и солнечные затмения - прямое тому доказательство.
И у луны имеется и еще одно странность, состоящая в том, что мы всегда видим лишь одну ее сторону. Это возможно только при идеально точном совпадении скорости вращения луны вокруг своей оси со скоростью ее обращения вокруг Земли, как это происходит с лошадью, бегущей по арене цирка вокруг дрессировщика. Кроме того, для этого эффекта требуется и совпадение осей вращения. Однако это явление свойственно и некоторым другим спутникам известных нам планет и имеет свое объяснение.
В любом случае мы вправе предположить, что число месяцев установлено Всевышним равным двенадцати, потому что это число исходно имеет в Его глазах какой-то смысл.
Я не берусь проникать в саму тайну шестерки (дюжины), я не могу указать, какой смысл может заключаться в числе двенадцать, но я не могу не отметить, что число двенадцать (шесть) так же основополагающе, как и число десять (пять).
Число десять и число двенадцать связаны с двумя фундаментальными каббалистическими традициями - Маасе Меркава и Маасе Берешит, т.е. с каббалистической традицией, строящейся на истолковании первой главы Берешит и занятой тайной сотворения мира, и традицией, строящейся на истолковании первой главы книги пророка Иехезкеля и занятой тайнами внутренней жизни самого Всевышнего.
Если учение о десяти сфирот (и пяти парцуфим) стоит в центре Маасе Меркава, то Маасе Берешит явственно тяготеет к шести, коль скоро имеет дело с шестью днями творения.
При этом очевидно, что число шесть относится к периодизации, к истории, т.е. ко времени.
Но совершенно естественно ожидать, что еврейский народ - народ, составляющий ядро мировой истории, - будет связан с этим числом. То, что число колен Израилевых двенадцать, и то, что каждое из них связано с каким-то лунным месяцем - и осмысленно и закономерно, ведь количество этих месяцев не напрасно сделано кратным числу дней творения.