Читайте также
"Я говорил c родителям Ори Ансбахер. Мы осуждаем это жестокое убийство", - сказал "Деталям" Раджи, житель деревни Хусан.
После жестокого убийства этой девушки, жившей в Текоа, террористом Арафатом Арфайей, группа жителей соседних арабских деревень пришла к ее родителям, чтобы выразить свое соболезнование. Раджи был одним из них.
- Жители нашей деревни скорбят вместе с ними, и точно так же, как наши соседи-евреи, проклинают убийцу. Такие настроения в нашей деревне. Очень плохо, что случилась эта страшная трагедия. Мы живем бок о бок много лет, нам не безразлично то, что происходит у наших соседей. Так же, как и им небезразлично, что происходит у нас, - говорит он.
- Как только мы узнали о случившемся, немедля собрали делегацию, которая отправилась в их поселение. Помимо жителей близких с Текоа деревень, к ней присоединились и люди из населенных пунктов, расположенных в районе Рамаллы, а также из Бейт-Лехема. Мы решили, что не можем не пойти, обязаны пойти. Хотя не так уж это и просто, по многим причинам. Но, тем не менее, мы пришли, не ради какой-то пустой формальности, а действительно для того, чтобы выразить соболезнование, чтобы сказать, что мы тоже шокированы этим.
- Кого-то из делегации впоследствии задержала палестинская полиция…
- Нет, это только слухи, никого из нас не задерживали. Хотя, если говорить честно, были и те, кто смотрел на нас довольно косо, были и негативные отзывы - дескать, зачем вам это надо было, да еще и отправляться целой группой? И в администрации Палестинской Автономии осудили наш поступок, высказали свое неодобрение в адрес людей, которые вошли в состав делегации.
- Известно, что палестинская администрация вообще запрещает подобного рода встречи…
- Я не думаю, что это правильно, и у этого решения, как мне кажется, нет будущего. Мы приглашаем наших соседей к себе, мы встречаем с ними, мы общаемся - и это, поверьте, намного продуктивнее, чем находиться в состоянии перманентного противостояния. Надо искать пути сближения.
Могу, к примеру, сказать о себе. Я лично закончил несколько курсов по преподаванию арабского языка, об этом все знают не только в округе, я рекламировал свои услуги в средствах массовой информации, и если будет такой интерес, то готов преподавать еврейским поселенцам мой родной язык – арабский. Чтобы мы могли общаться как на иврите, так и на арабском, чтобы лучше понимать друг друга.
- Сколько человек поехало в Текоа?
- Я не считал, но примерно пятнадцать. А с нами оказались еще и евреи из других поселений, так что всех нас в дом семьи Ори пришло около пятидесяти человек.
- Что вы сказали родителям погибшей девушки?
- Прежде всего, выразили соболезнование в связи с постигшим их тяжелым горем. Многие из нас, увы, знают, что такое терять близких, а особенно молодых. Поверьте, говорить мне все это было очень тяжело, зная, что люди потеряли свою дочь, что она была убита столь варварски, дико, жестоко. "Надеюсь, –сказал я, – что такое больше не повторится, но если кого-то из нас постигнет беда, мы снова встретим ее плечом к плечу, как настоящие соседи, которые привыкли делить радости и горечь… " – говорит Раджи.
Этот визит не привлек внимания СМИ, все последние дни занятых бесконечными ссорами правых с левыми – хотя по факту он важнее любой предвыборной шелухи. По словам Ани Антопольской, руководителя организации "Место встречи", очень важно поддерживать в такие тяжелые дни связи с нормальными людьми с "той стороны".
Главная задача "Места встречи" – укрепление связи евреев с землей Израиля. Они много для этого делают – от восхождений на Храмовую гору до высадки деревьев в еврейских форпостах Иудеи и Самарии. "Однако в какой-то момент, лет пять назад, я осознала, насколько нам важно наладить контакт с нашими соседями-арабами. Тогда добавили к нашей деятельности еще один аспект, который вывел нас на принципиально иной уровень, – рассказала "Деталям" Аня Антопольская. – И среди тех, кто сейчас пришел выразить соболезнование семье Ансбахер, были и арабы, с которыми мы знакомы по нашим совместным встречам".
- Когда мы только начали контактировать с ними, нас поразило, что и среди них есть множество людей, любящих свой дом, свой город или деревню так же сильно, как любим мы свои города и свои поселения. Ни мы не оставим эту землю, ни они не оставят ее – это ясно, как дважды два. Только если мы научимся существовать рядом – найдем выход из тупика. Сейчас мы возим группы экскурсантов в арабские деревни, чтобы показать, как живут наши соседи. Но таких экскурсий пока не очень много.
По ее словам, и евреи на эту инициативу реагируют по-разному: есть и те, кто изначально выступает против арабо-еврейских встреч. Во время одной из них Аня Антопольская и познакомилась с Раджи.
- Раджи, а по вашему мнению что следует предпринять, чтобы наладить взаимопонимание между нашими двумя народами?
- Надо, чтобы таких встреч было как можно больше. Нужно, чтобы люди ездили, не опасаясь, друг к другу в гости. Мы к поселенцам, поселенцы к нам, без страха, обсуждая все, что наболело. Надо уделять пристальное внимание жизни на территориях, вовлекая оба народа в орбиту совместной деятельности, в процессы взаимного сотрудничества. Я уверен, что при желании мы способны найти точки соприкосновения. Если же не пойдем по такому пути – то не преуспеем, и вражда между нами будет только множиться, – ответил нам житель деревни Хусан.