Реституция еврейского имущества - вопрос чести и достоинства латвийского государства
Читайте также
Политики Латвии столкнулись с серьезным вызовом. Перед принявшим присягу 23 января латвийским правительством Кришьяниса Кариньша в самое ближайшее время встанет задача возвращения довоенной собственности еврейской общины, суммарная стоимость которой может превышать 200 миллионов евро. Латвийский раввин Менахем Баркан убежден, что эта головоломка, которую саботировали предыдущие политики этой балтийской страны, для гражданина США Кариньша станет международным тестом на дееспособность.
Еврейская община Латвии с 1991 года требует возвращения (денационализации или отчуждения прав незаконной частной собственности, передачи в собственность или финансовой компенсации) по 277 объектам недвижимости - это здания и земля по всей территории Латвии. В этой маленькой стране в годы нацистского Холокоста было уничтожено около 75 тысяч латвийских евреев, 90% довоенного населения. Политики независимой Латвии с 1991 года саботирует вопрос реституции, несмотря на присоединение к международной конвенции. В 2009 году 46 государств, в том числе постсоциалистические Польша и страны Балтии, где расовые чистки носили тотальный характер, подписали и обязались соблюдать декларацию Терезинской конвенции о реституции собственности жертв нацистов. К сожалению, она саботируется.
В том, что ограбленные нацистами евреи не могут вернуть свое имущество, есть и косвенная роль Советского Союза. В ЛССР после освобождения Латвии от нацистов и до 1991 года эта тема просто замалчивалась, частная собственность казненных нацистами или выселенных евреев принадлежала государству. Но и после коммунистов эта проблема растягивается, это длится уже десятилетия. С 1991 года из 315 объектов еврейских общин в Латвии возвращено лишь 35, а в 2015 году были отданы Латвийской еврейской общине 5 объектов.
Эта "щедрость" связана с визитом руководителя латвийского МИДа Эдгарса Ринкевичса в США, то есть - являлось маркетингом, government relations, самой страны. Что стало не самой успешной рекламой государства: Еврейская община Латвии получила предложение получить в собственность 3 полуразвалившихся здания, синагогу в Кандавском самоуправлении и один объект с отягощением долгосрочной невыгодной арендой.
По подсчетам польской стороны, суммарная стоимость имущества, подлежащего реституции под действием Терезинской декларации, составляет только в Польше 300 млн евро. Три республики Балтии и Польша должны вернуть еврейскую собственность на сумму ориентировочно более одного миллиарда долларов. В конечном счете, жертвами нацистов, которые убивали и грабили, были не только общины - так, в Латвии оккупанты и их местные пособники уничтожили больше 100 тысяч человек из числа мирного населения, в том числе русских, поляков, латгальцев, староверов и цыган.
9 мая 2018 года президент США Дональд Трамп подписал документ Конгресса 447 JUST (Justice for Uncompensated Survivors Today), который прямо ссылается на Терезинскую декларацию и обязывает Госдепартамент США принимать меры по ее выполнению. Здесь имеется возможность и почва для взаимодействия с дипломатами, исполнительными органами. Спустя 18 месяцев после вступления закона JUST в силу, госсекретарь США обязан будет отчитаться перед конгрессменами о его выполнении.
Евреи в Балтии и Польше - важная часть общества, блокирующая активную глорификацию нацизма. Но память о Холокосте - это одно, а справедливость в вопросе украденного имущества - другое. Сможет ли саботироваться по-прежнему закон JUST новым премьером, американским латышом Кариньшем и его переизбранным главой МИД Эдгарсом Ринкевичсом, ранее четко демонстрировавшем стремление к партнерским отношениям с Вашингтоном? В третьем квартале 2019 года госсекретарь США должен будет отчитаться перед Конгрессом о ходе выполнения закона JUST.
Как сообщил латвийский раввин, глава общества «Шамир» и создатель уникального музея памяти Холокоста в Риге Менахем Баркан, вопрос реституции актуален потому, что это станет ключевым моментом восстановления прав законных владельцев - ведь частное владение имуществом является самой важной ценностью демократии. Недвижимость эта была украдена советским истеблишментом в 1940 году, потому были германская оккупация и Холокост, и потом еще 50 лет при Советах никто не мог востребовать свою собственность. После 1991 года Латвия продолжила свою независимость и был принят ряд законов о реституции - да, несколько объектов возвращено, но это стыдные крошки с общего стола…
- Но 270 объектов довоенной недвижимости евреев по всей Латвии, где у каждого объекта свой юридический статус, и там живут люди и работают учреждения, не возвращены. Последними вернули 5 объектов, только 3 там чего-то стоят.
К сожалению, эта сделка - позор. Позор потому, что лучше было бы не брать, возможно, вообще ничего, какой стоимостью ни обладали бы объекты, чем взять пять. Сейм принял неправильное решение. Если вы спросите сегодня простого еврейского обывателя, обывателя любой национальности, то вам все скажут, что "все вернули". Обществу замылили глаза. Еврейская община не должна, наверное, была брать эти 5 объектов, договорившись с парламентом и МИД Латвии, чтобы забыть о другой собственности. 270 объектов латвийские евреи, а это общины "ХАБАД Любавич", "Шамир" и многие другие общины не увидели.
Позор! Я говорю это в качестве раввина, еврея и гражданина Латвии, а для меня законы государства - это мои законы, как сказано в Торе. Что нужно делать? Однозначно нельзя пользоваться имуществом, которое было украдено. Нацистский режим не отбирал синагоги - они сжигались. Мой отец раввин Натан Баркан издал книгу о синагогах и молельных домах евреев в Латвии в 1918-1940 годах. Знаете, что их было 210, и почти все они были сожжены в начале июля 1941 года, Нацисты не сожгли лишь синагогу в Старой Риге на улице Пейтавас, потому что вместе с ней сгорел бы весь старинный квартал.
Вопрос реституции - это не вопрос билля 447 президента Трампа, а вопрос чести и достоинства латвийского государства. К сожалению, еврейская община разобщена на различные группы, но права на эту украденную собственность должны иметь не какие-то группы и люди, а все евреи - владельцы и их законные наследники. Считаю, что при Сейме должна быть создана комиссия, которая проверит активность и действия всех организаций и наследников, которые имеют права требовать реституции. Далее следует отдать здания или выплатить денежную компенсацию законным владельцам. Общая стоимость тут может намного превышать 200 миллионов евро, а вопрос чести государства стоит дороже.
От редакции isrageo.com:
Нам было бы интересно узнать мнение властей Латвии по этому поводу. Готовы опубликовать ответ и надеемся, что он будет конкретен и четок. Как должны быть конкретны и четки действия по возвращению еврейского имущества наследникам либо, при их отсутствии, еврейским общинам.