30 лет алии: рождение и крушение стереотипов
Фото: Getty Images
30 лет алии: рождение и крушение стереотипов

Недавно в беседе с одним известным профессором Еврейского университета я услышал от него любопытное и запомнившееся мне высказывание. Мы беседовали о текущей политической ситуации, переговорах с палестинцами, шансах достижения соглашения с арабами. Неожиданно профессор усмехнулся и, полушутя, произнес: "Алекс, поверь мне, слава Богу, что в Израиле нет мира… Иначе евреи просто перегрызлись бы, как пауки в банке". 

Признаюсь, в первую минуту это меня шокировало, но, к сожалению, должен признать, что в его словах есть доля правды, и немалая. Оглядываясь назад, мы видим, что еврейские государства рушились не столько под давлением извне, сколько из-за внутренней розни и раскола. То, что на иврите называется "синат хинам" – "бессмысленная ненависть" друг к другу. Именно "синат хинам" привела к расколу могучего царства Соломона, которое спустя считанные годы после его смерти распалось на два враждующих государства – Израиль и Иудею. То же самое произошло и во времена падения Второго Храма, когда враждующие группировки сводили счеты друг с другом перед лицом осаждавших Иерусалим римлян. 

Увы, нечто подобное происходит и сегодня на наших глазах. Поначалу враждебность проходила этническому водоразделу: стереотипы возникали с каждой алией и говорят сами за себя: "Йеки-поц" ("йеки" – презрительная кличка выходцев из Германии), "марокканец-нож", "румын-вор", "парси (иранец–скупердяй" и т.п.). Эти стереотипы самозабвенно подхватывались обществом и создавали тяжелые, и порой невыносимые условия для и без того не простой абсорбции. Сегодня они потускнели, но на смену им пришел раскол по принципу левые – правые и религиозные – светские. 

Как мы хорошо знаем, алию из бывшего Советского Союза не обошла эта болезнь. Мы в полной мере пострадали от подобного чванства и оскорбительных предрассудков. Напомню, как создавались клише в отношении "русской" алии. 

25 декабря 1992 года в телевизионной передаче на первом государственном канале (в то время – единственном канале) "Йоман а-Шавуа" ("Дневник недели") был показан репортаж, в котором утверждалось, что 50% новых репатриантов привезли фальшивые водительские права. Спустя считанные дни газета "Едиот Ахронот" провела собственные расследование, в ходе которого выяснилось, что фальшивыми правами обладают только 4,3%. 

22 января 1993 года в той же передаче сообщалось, что 50% олим не хотят служить в армии. На состоявшейся вслед за этим пресс-конференции ЦАХАЛ опроверг эти домыслы. Большинство репатриантов гордятся служить в армии, и две трети из них мечтают стать офицерами, сказал представитель армейской пресс-службы. 

Спустя всего три недели, 29 января, последовала новая "сенсация": щупальца организованной преступности из стран СНГ "дотягиваются" до маленького Израиля. Это была "первая ласточка", знаменовавшая рождение мифа о "русской мафии". Тогдашний начальник полиции Яаков Тернер выступил с категорическим опровержением этой информации. "Процент преступности среди олим не выше, чем среди коренного населения", - заявил он.

В 1994 году бывшая министр труда и благосостояния Ора Намир заявила, что в Израиле находится большая группа репатриантов, для которых кровосмешение является обычным делом. Я направил госпоже Намир письмо с требованием принести извинения за оскорбительное высказывание, но ответа не получил. 

В это же время в игру против олим включаются лучшие интеллектуальные силы израильского общества. Знаменитый профессор Иешаягу Лейбович заявил по поводу помощи олим, желающим приобрести мацу на Песах: "Олим – это наполовину евреи, выкресты и гои". Слова известного своей экстравагантностью и "свободомыслием" профессора были восприняты репатриантами, как преднамеренное оскорбление. Я подал тогда жалобу в полицию на Лейбовича. "Лейбович оскорбил своим высказыванием как сотни тысяч евреев из бывшего Советского Союза, так и всех израильских граждан. Евреи подвергались преследованиям в России на протяжении веков, их бросали в концентрационные лагеря. Если мы не обратим внимания на подобного рода высказывания, они станут источником ненависти и раскола в израильском обществе", - написал тогда я. 

Стереотипы в отношении к репатриантам начали меняться в результате трагических событий во время "второй интифады", потрясшей израильское общество. Чудовищные теракты в израильских городах, жертвами которых стали все без разбору граждане в Израиле, независимо от места их рождения и этнической принадлежности, и последующие испытания объединили и сблизили всех нас. Все мы осознали, что мы – единый народ, и устремились на помощь друг другу, открывая двери и давая приют совершенно незнакомым людям. 

Но скрытая дискриминация в обществе никогда не прекращалась – особенно, в отношении тех групп населения, которые не способны постоять за себя. Одна из таких групп – миллионная алия из бывшего СССР. На всех политических мероприятия нет недостатка в признании к любви к "русским" репатриантам и славословия в их адрес. "Вы спасли Израиль!", - говорят нам с высоких трибун - Экономическим и демографически. Мы благодарны вам, вашим родителям и вашим детям!". 

У меня эта переслащенная риторика вызывает отвращение по той причине, что слова эти не подкрепляются никакими реальными действиями. Коалиционные соглашения в отношении выходцев из бывшего Советского Союза систематически не выполняются. Только за последние 3.5 года более двух тысяч семей не получили положенное им социальное жилье. Пенсионные надбавки смехотворны. Эту тему можно развивать до бесконечности, но главное, что выходцы из СССР потеряли доверие и к власти и веру в возможность каких-либо позитивных изменений. Не удивительно, что более 40 процентов "русских" не пришли к избирательным урнам на последних выборах. Они не видят политиков, которые будут, действительно, представлять их интересы и сделают так, чтобы голос миллионной алии был услышан.

counter
Comments system Cackle