Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Иран разъярен бахвальством "золотой молодежи"

Новое поколение детей высокопоставленных чиновников в консервативном Иране, в отличие от своих предшественников, не скрывает своего статуса, богатства и возможностей.

16.01.2019
Источник:Новое Время
View this post on Instagram

??‍♀️??‍♂️

A post shared by RICH KIDS OF TEHRAN (@therichkidsoftehran) on

View this post on Instagram

Always #doogh wins ????

A post shared by RICH KIDS OF TEHRAN (@therichkidsoftehran) on

View this post on Instagram

#summer throwback with the crew #Tehran

A post shared by RICH KIDS OF TEHRAN (@therichkidsoftehran) on

Читайте также

Новая иранская элита открыто хвастается своим досугом в соцсетях

Новое поколение детей высокопоставленных чиновников в консервативном Иране, в отличие от своих предшественников, не скрывает своего статуса, богатства и возможностей.

Однако показное бахвальство иранской "золотой молодежи", выкладывающей в соцсети свидетельства своей роскошной жизни, спровоцировало новую волну общественного возмущения в стране. Его дополнительным стимулом стало падение уровня жизни большинства населения Ирана, экономика которого серьезно пострадала от жестких американских санкций.

О конфликте двух миров современного Ирана пишет в своем материале американское издание The Washington Post. НВ предлагает ознакомиться с полным переводом публикации.

Баловни судьбы

Образ жизни "золотой молодежи" в Иране - включающий расточительные поездки, гламурные вечеринки и легкий доступ к наличным средствам и хорошей работе - породил вспышку общественного недовольства в последние месяцы, когда иранская экономика оказалась в тисках санкций США.

Молодая элита, ряд представителей которой связан с властями страны, выставляет напоказ свое богатство в Instagram и на улицах иранской столицы, демонстрируя дизайнерскую одежду, разъезжая на роскошных автомобилях и отдыхая на шикарных курортах.

Их продвигают на государственные должности, одаривают выгодными стипендиями и не ограничивают в путешествиях. Даже внучка аятоллы Рухоллы Хомейни, лидера исламской революции в Иране, в прошлом году попала в объективы фотографов в Лондоне с сумкой стоимостью $3,8 тыс. долларов, хотя и звучали предположения, что это подделка.

Однако мало кто в Иране может позволить себе такие роскошества, в то время как затраты растут, а средства в кошельках тают. И теперь иранцы начали выступать против неравенства и культуры кумовства, которая, по их мнению, благоволит так называемым "агазаде" - детям элиты "благородных кровей".

В прошлом месяце [декабре 2018-го] зять президента Хасана Рухани, Камбиз Мехдизаде, был вынужден уйти в отставку уже через два дня в после назначения главой Геологической службы Ирана - из-за публичного протеста и обвинений в кумовстве, распространяемых в интернете. 33-летний Мехдизаде ранее работал советником в министерстве нефти Ирана, однако для многих иранцев его связь с Рухани стала очевидным доказательством того, что фаворитизм вновь сыграл свою роль.

Этот скандал последовал за аналогичной кампанией прошлым летом, когда иранцы в социальных сетях призвали политиков публично озвучить привилегии, оказанные их детям в силу влиятельности родственников.

"Я благодарю Бога за то, что после [завершения] моей миссии в ООН мои дети вернулись в Иран, где живут и работают вместе со своими семьями в Тегеране", - цитировала в августе слова министра иностранных дел страны Мохаммада Джавада Зарифа иранская газета Donya-e-Eqtesad.

Однако примерно в то же время консервативный клерик, популярный в Instagram, заклеймил Расула Толоуи, сына отставного командира Революционной гвардии Ирана, за посты со снимками "домашнего" тигра и расточительной вечеринки, которую он устроил по случаю двухлетия своей дочери.

"В 25 лет невозможно нажить такое богатство самостоятельно! - написал этот священник, Махди Садроссадати в Instagram. - Людям не за что купить подгузники для своих детей. В каком государстве вы живете?"

Удар санкций

По всем показателям, иранская экономика рушится - и обычные люди ощущают этот удар.

Безработица достигла высокого уровня, в стране свирепствует дефицит, а валюта в прошлом году потеряла более половины своей стоимости.

В ноябре Соединенные Штаты восстановили санкции, которые ударили по нефтяному и банковскому секторам Ирана и парализовали его внешнюю торговлю. Санкции последовали за решением администрации президента США Дональда Трампа отказаться от ядерной сделки, которую Иран заключил с мировыми державами в 2015 году. Это соглашение обуздало ядерную программу Ирана в обмен на ослабление большинства санкций.

Однако даже до введения санкций неравенство в Иране нарастало, что стало результатом многих лет жесткого госрегулирования экономики, говорит Джавад Салехи-Исфахани, профессор экономики в университете Virginia Tech.

"Система экономики Ирана не жалует людей, находящихся на нижних ступенях экономической иерархии так, как одаривает тех, кто находится на ее вершине", - пишет он в своем блоге об экономике Ирана.

По словам Резы Акбари, исследователя иранской политики в вашингтонском Институте исследований войны и мира, тяжелые экономические условия породили "чрезвычайное возмущение коррупцией, кумовством и молодежью "агазаде", кажущейся неуязвимой для сокрушительных изменений в стране".

Богатые дети Тегерана

В то время как представители правящих кругов Ирана некогда держали свой роскошный образ жизни в тайне, сегодняшняя новая иранская элита беззастенчиво хвастается своим богатством в сети и в СМИ.

Сын одного из дипломатов, Саша Собхани, насмехался над полумиллионной аудиторией своих подписчиков в Instagram, публикуя посты с греческих островов или на борту дорогих яхт, попивая шампанское. "Как долго вы еще будете завидовать мне?" - написал он в одном из постов, который позже был удален.

Instagram-аккаунт с бесстыдным названием Богатые дети Тегерана (Rich Kids of Tehran) выставляет напоказ жизни наиболее гламурных представителей иранской молодежи - включая видеозаписи шумных вечеринок у бассейна, эксклюзивных ужинов и выездов в горы.

Видеозаписи, опубликованные в прошлом году - в разгар общенациональных протестов из-за невыносимых условий жизни в стране - включали в себя кадры, снятые в ходе разгульных празднований молодой элиты, в том числе на борту частных самолетов, с наложенными на них изображениями долларовых купюр. В других постах фигурируют одетые в бикини женщин, распивающие пиво у бассейна, а в одном из случаев кто-то дразнит питомца-гепарда.

"Это RKOT, - говорится в подписи к видео (аббревиатура указывает на название группы - Rich Kids of Tehran). - Если у вас есть политические претензии, уходите и прекратите пердеж".

На других фотографиях, опубликованном в нынешнем месяце, фигурируют два роскошных автомобиля, в том числе внедорожник Mercedes-Benz G-Class. "Вы бы обалдели от их стоимости в Тегеране", - говорится в подписи.

Акбари, исследователь из Вашингтона, отмечает, что "жизнь элиты и ее хвастовство своим благосостоянием облетело весь интернет, и свидетелями тому являются массы людей, живущих куда более обыденной жизнью".

"Нынешнее правительство, безусловно, чувствительно относится к критике и осознает, что не может хранить молчание перед лицом общественного возмущения", - добавляет Акбари.

"Хорошие гены"

Иранские "агазаде" - изначально так называли молодежь со средствами и влиянием - появились в 1990-х годах, когда дети революционной элиты выбились в высшие слои общества благодаря семейным связям.

Они "воспользовались своим положением в иранской иерархии, доступом к инсайдерской информации и преференциями для накопления состояния и обретения статуса", - пишет о первом поколении "агазаде" Сьюзан Малони, заместитель директора внешнеполитической программы Брукингского института (США) в своей книге Политэкономия Ирана после революции. Подобный непотизм, указывает она, "привел к передаче влияния от поколения к поколению".

В 2017 году сын известного политика-реформиста Мохаммада-Резы Арефа спровоцировал бурю негодования, заявив, что его жизненный успех стал результатом "хороших генов". Такое высказывание породило вирусный хэштег (#goodgenes), который иранцы до сих пор используют для того, чтобы высмеять правящий класс.

В ноябре 2018 года, когда его отец в своем Twitter призвал иранцев усердно работать и объединиться перед лицом новых санкций США, один иранский юрист в ответ язвительно написал: первое, что должны сделать иранцы - это "избавиться от #goodgenes [хороших генов]".

На фоне спора о назначении зятя президента Рухани, Камбиза Мехдизаде, другой иранец раскритиковал в Twitter министра, который поспособствовал его продвижению.

"Похоже, он просто хочет удовлетворить свое окружение, используя #goodgenes [хорошие гены] вместо того, чтобы сосредоточиться на привлечении экспертов для решения проблем", - говорится в посте.

Однако культура связей настолько распространена, что, по мнению иранцев, они мало что могут сделать - на работе, в школе или порой в повседневной жизни - без задействования каких-либо контактов с влиятельными людьми в правительстве или где-либо еще. От бизнес-сделок до недвижимости, от искусства до гуманитарных наук - почти всегда лишь те, кто имеет связи с властью, могут рассчитывать на повышение либо преференции.

Например, в иранской индустрии развлечений "связи всегда являются частью сделки", говорит телесценарист из Тегерана, рассказавший о своей работе на условиях анонимности.

"Проекты выдаются и принимаются через связи, и все это принимают как должное", - рассказывает он. - Лишь когда работа достается кому-либо крайне неопытному либо необразованному, все начинают роптать".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке